Наши контакты     Новости     market@adviser.kg     +996 (312) 59-55-60, 91-03-76
  • Меню пользователя

  • Меню документа

    Инструменты
    Сохранить документ
    Распечатать
    Копировать в Word
    Показать комментарии
    Поиск по документу
    Размер шрифта
    Увеличить текст
    Уменьшить текст
    Cвязи
    Корреспонденты
    Респонденты
    Сообщить об ошибке
  • Меню сайта

«Земельная реформа»: некоторые вопросы земельных отношений в населенных местах

«ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА»: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАСЕЛЕННЫХ МЕСТАХ

 

Земельное законодательство Кыргызской Республики в рыночных условиях только начинает зарождаться. С принятием Земельного Кодекса и поправок в Конституцию, которые закрепили сосуществование трех форм собственности, возникает много проблем по вопросам землеустройства, разграничения полномочий права собственности на землю органов государственной власти, местного самоуправления и частными лицами, процедурным вопросам передачи прав по землепользованию и др.

Во всем мире вопрос о земле увязывается с определением четких границ территорий субъектов международных отношений. До сих пор имеют место территориальные притязания государств друг к другу. Такие взаимоотношения субъектов международных отношений проецируются и на взаимоотношения между административно-территориальными образованиями внутри каждого государства, хотя они и не носят антагонистический характер. Территория населенного пункта, как административной единицы, является одним из важных признаков при разграничении полномочий по распределению прав на землепользование и определении собственника земли. В то же время, территория населенного пункта может быть объектом государственных интересов, т.е. когда часть земель в населенном пункте отнесена к компетенции государства. В этом случае возникает столкновение интересов государства и коммунальных образований, противоречие требований земельного законодательства и законодательства о местном самоуправлении. Хотя Конституция КР и провозгласила равенство всех форм собственности, но неотрегулированность вопросов разграничения государственной и коммунальной собственности на землю ставит много проблем перед юристами и практиками-землеустроителями. По этой проблеме Земельный Кодекс КР не дает четкого понятия.

Земельная реформа начиналась с той отправной позиции, что земля находилась в исключительной собственности государства. И, видимо, было бы логично, исходить из этого постулата, тогда бы все вопросы разрешались проще: путем исключения земельных участков, перешедших в частную собственность, из государственной собственности. Таким же образом должно было производиться перераспределение собственности земель на государственную и коммунальную.

На сегодня получил активное развитие стихийный процесс передела государственной собственности на землю как путем заключения различного вида договоров с органами государственной власти, так и самостоятельного правового регулирования этих отношений. При этом нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления с учетом превалирования «частных» интересов над публично-правовыми, в большей части противоречат земельному законодательству и друг другу.

Мы сталкиваемся с проблемой разграничения полномочий государственных и коммунальных землепользователей. Для исследования данной проблемы необходимо ввести некоторые понятия: правовой механизм определения распорядителя земель по территориальному принципу и по принципу компетенции, о чем будет сказано ниже.

Раскрытие вопроса земельных отношений в населенных пунктах представляется важным для понимания проблем земельных отношений в общем. Отношения по использованию земель в населенных местах Кыргызской Республики имеют свои особенности в отличие от взаимоотношений, возникающих по поводу использования земель сельскохозяйственного назначения. Эти отличия связаны с многообразием категорий земель, расположенных в черте населенного пункта, их функциональным назначением, характеристикой, субъектным составом, а также нормативной базой, регулирующей землеотношения.

Земельные отношения в городах не рассматриваются действующим законодательством отдельно, т.к. имеется более обобщенное понятие «населенное место (пункт», которое, наряду с «поселками городского типа (п.г.т.», «поселками», «селами», включает в себя и понятие «город». «Земли населенных пунктов» - это одна из семи категорий земельного фонда Кыргызской Республики, указанных в ст.10 Земельного Кодекса КР, в то же время категория «населенный пункт» - административно-правовая категория. Правовое содержание административно-территориальных образований несомненно должно соответствовать и влиять на правовое содержание земельных отношений.

 

1. Административно-территориальные образования

 

Для раскрытия вопроса земельных отношений в населенных местах необходимо определить статус населенного места, в рамках которого возникают эти отношения.

Решение вопросов административно-территориального устройства в Кыргызской Республике равно как и установление и изменение границ административно-территориальных единиц устанавливается Жогорку Кенешем КР, в соответствии со ст.58 Конституции Кыргызской Республики и ст.21 ЗК КР. Установление и изменение границ административно-территориальных единиц оформляется путем принятия законодательного акта. (Например: Закон Кыргызской Республики «Об объединении г.Каракол и Ак-Суйского района и изменении границ Ак-Суйского района Иссык-Кульской области» № 13 от 25.01.99). Исключением являются пригородные зоны города Бишкек, установление границ которых входит в компетенцию Правительства КР, в соответствии с п.14 ст.20 ЗК КР.

В настоящее время имеется необходимость принятия закона об административно-территориальном делении Кыргызской Республики, в котором отразились бы общие вопросы определения черты и административной подчиненности территориальных единиц, их взаимоотношения, в т.ч. и земельные, а также процедурные вопросы по установлению и изменению границ. Иначе, без четкой административно-территориальной политики государства, могут возникнуть проблемы в земельных отношениях между органами власти в населенных местах.

Понятие населенного места дается в статье 13 Закона Кыргызской Республики «О градостроительстве и архитектуре» и в Положении «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Киргизской ССР», утвержденном Указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР от 22 сентября 1981 года № 1808-Х (далее - Положение). Указанное Положение регулирует вопросы образования и упразднения административных единиц, определяет статус и категории населенных пунктов и применяется лишь в части, не противоречащей Конституции КР.

Вышеназванные нормативные акты подразделяют населенные места Кыргызской Республики на городские (города, поселки) и сельские (аилы). Городскими населенными пунктами являются города республиканского подчинения, областного, районного подчинения и поселки городского типа (п.г.т.), все остальные населенные пункты относятся к сельским.

К категории городов республиканского и областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения не менее 30 тыс. человек, имеющие развитую промышленность, значительное коммунальное хозяйство, государственный жилищный фонд и являющиеся экономическими и культурными центрами.

К категории городов районного подчинения могут быть отнесены населенные пункты, имеющие промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, государственный жилищный фонд, развитую сеть учебных, культурно-просветительских, лечебных и торговых учреждений с численностью не менее десяти тысяч человек, из которых свыше 85% составляют рабочие, служащие и члены их семей.

К категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых расположены экономически важные объекты (промышленные предприятия, стройки, железнодорожные станции и т.д.), а также расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, если эти населенные пункты достигли определенного уровня благоустройства, имеют государственный жилищный фонд и численность населения не менее двух тысяч человек, из которых свыше 85% составляют рабочие, служащие и члены их семей.

Все населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население, подлежат учету, регистрации и наименованию. Учет и регистрация населенных пунктов, а также исключение из учетных данных упраздненных населенных пунктов производится Высшим представительным органом республики по ходатайству соответствующих местных кенешей, согласно ст.18 ЗК КР. Из учетных данных исключаются населенные пункты, которые включены в черту города, п.г.т. или объединены с другими населенными пунктами.

В зависимости от выполняемых функций населенные места могут иметь статус:

- столицы Кыргызской Республики (город республиканского подчинения);

- центра области;

- центра административного района;


...

Данный документ доступен только для пользователей комплекта Максимум. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме.

Получить полный доступ к документу