Наши контакты     Новости     market@adviser.kg     +996 (312) 59-55-60, 91-03-76
  • Меню пользователя

  • Меню документа

    Инструменты
    Сохранить документ
    Распечатать
    Копировать в Word
    Показать комментарии
    Информация о документе
    Поиск по документу
    Язык документа
    Кыргызский
    Размер шрифта
    Увеличить текст
    Уменьшить текст
    Cвязи
    Корреспонденты
    Респонденты
    Сообщить об ошибке
  • Меню сайта

Страница 1 из 4 | Жилищный кодекс Кыргызской Республики от 9 июля 2013 года № 117 (с изменениями от 08.06.2017 г.)

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

изменениями от 08.06.2017 г.)

 

О введении в действие настоящего Кодекса см. Закон КР от 9 июля 2013 года № 118

 

Принят Жогорку Кенешем

Кыргызской Республики

 

30 мая 2013 года

 

Раздел I. Общие положения

 

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

(статьи 1 - 9)

Глава 2. Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регулирования жилищных отношений

(статьи 10 - 14)

Раздел II. Право собственности и другие права на жилые помещения

 

Глава 3. Право собственности на жилые помещения

(статьи 15 - 30)

Глава 4. Управление общим имуществом многоквартирного дома

(статьи 31 - 37)

Раздел III. Реализация права на жилище

 

Глава 5. Предоставление жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности

(статьи 38 - 48)

Глава 6. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда

(статьи 49 - 55)

Глава 7. Служебные жилые помещения

(статьи 56 - 57)

Глава 8. Приватизация жилых помещений

(статьи 58 - 61)

Глава 9. Фонд развития жилищного строительства

(статья 62)

Глава 10. Реализация права на жилое помещение через строительство и приобретение жилых помещений

(статьи 63 - 67)

Глава 11. Реализация права на жилое помещение через систему специализированного жилищного фонда

(статьи 68 - 69)

Глава 12. Реализация права на жилое помещение при действиях непреодолимой силы

(статьи 70 - 71)

Раздел IV. Товары и коммунальные услуги

 

Глава 13. Товары и коммунальные услуги

(статьи 72 - 75)

Глава 14. Обслуживание внутридомовых сетей и инженерного оборудования, находящихся в многоквартирном доме

(статьи 76 - 77)

Раздел V. Сохранность и безопасность эксплуатации жилищного фонда. Переустройство помещений в жилых домах

 

Глава 15. Сохранность и безопасность эксплуатации жилищного фонда

(статьи 78 - 87)

Глава 16. Переустройство жилых и нежилых помещений

(статьи 88 - 92)

Раздел VI. Заключительные положения

(статья 93)

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

Статья 1. Основные термины и определения

 

Временные жильцы - граждане, которым собственник жилого помещения предоставляет право срочного проживания в жилом помещении без взимания с них платы в домах государственного и муниципального жилищного фондов;

военный городок - комплекс зданий и сооружений, расположенный на одном земельном участке и используемый для расквартирования воинской части (учреждения) и размещения военнослужащих, рабочих и служащих. Военные городки подразделяются на закрытые и открытые. К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов;

жилая площадь жилого помещения - сумма площадей жилых комнат в жилом помещении, исчисляемая в квадратных метрах;

жилое помещение - отдельная единица жилищного фонда (индивидуальный жилой дом; часть индивидуального жилого дома; квартира в многоквартирном доме; коммунальная квартира; комната в коммунальной квартире; комната в домах специализированного жилищного фонда; жилой дом передвижного жилищного фонда), предназначенная и используемая для постоянного или временного проживания, отвечающая установленным техническим, санитарным и другим обязательным требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики;

жилое помещение служебное (служебное жилое помещение) - жилое помещение в домах государственного или муниципального жилищного фонда, находящееся в ведении соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления и предназначенное для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений, а также с прохождением военной или иной службы, должны проживать по месту работы или вблизи от нее;

жилищный фонд - совокупность жилых помещений на территории Кыргызской Республики, независимо от формы собственности;

жилищный фонд специализированный (специализированный жилищный фонд) - совокупность жилых помещений, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности, предназначенных для отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

жилищный фонд передвижной (передвижной жилищный фонд) - совокупность жилых помещений, находящихся в государственной собственности, предназначенных для граждан, утративших право собственности на свои жилые помещения в результате действий непреодолимой силы (стихийных и военных действий);

индивидуальный жилой дом - индивидуально-определенное жилое здание, построенное на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, используемое его собственниками или пользователями для проживания;

индивидуальный жилищный фонд - совокупность индивидуальных жилых домов;

капитальным ремонт - комплекс работ, выполняемых с целью устранения физического и морального износа строительных конструкций и систем инженерного оборудования жилого здания, а также поддержания его эксплуатационных показателей и функционального назначения;

квартира в многоквартирном доме - жилое помещение в многоквартирном доме, состоящее из одной или нескольких жилых комнат, а также подсобных помещений (кухня, туалет, ванная и другие помещения), предназначенных для удовлетворения гражданами нужд, связанных с их проживанием;

коммунальная квартира - квартира, комнаты в которой принадлежат нескольким собственникам, а вспомогательные и подсобные помещения являются общей долевой собственностью собственников комнат;

комната в коммунальной квартире - жилое помещение в коммунальной квартире, предназначенное для использования в качестве проживания граждан;

коммунальные услуги - услуги, которые обеспечивают необходимую благоустроенность жилых помещений применительно к условиям соответствующего населенного пункта, качество которых соответствует установленным санитарным и техническим требованиям;

многоквартирный дом - жилое здание, имеющее две и более квартир, а также вспомогательные помещения общего пользования (места общего пользования);

оборудование связи - технические средства для направления, коммутации или передачи сообщений электросвязи, включая голосовые, звуковые, визуальные сообщения, передачу данных и изображения, а также любых элементов таких сообщений;

общее имущество собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома - помещения, внутридомовые сети и инженерное оборудование, в том числе оборудование связи, обслуживающие более одного собственника (подъезды, вестибюли, межквартирные лестничные клетки и площадки, лестницы, вентиляционные и лифтовые шахты, внеквартирные коридоры, коридоры, сушилки, прачечные, кладовые, чердак, технические этажи, подвалы, переходные шлюзы, мусорокамеры, мусоропроводы, крыша (кровля), строительные конструкции здания, другие подсобные помещения, а также придомовые земельные участки;

общая площадь жилого помещения - сумма жилой и нежилой площадей жилого помещения, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас;

общая площадь многоквартирного дома - сумма общих площадей квартир, помещений общего пользования и нежилых помещений;

переустройство помещений - комплекс строительно-монтажных работ по установке, замене или переносу инженерных сетей и оборудования (санитарно-технического, электрического и другого), строительных конструкций здания или помещения, в результате выполнения которого изменяется функциональное назначение помещения, его объемно-планировочные, архитектурные и конструктивные, включая инженерное оборудование, решения, а также план помещения;

право на достаточное жилое помещение - гарантированное государством право граждан на жилое помещение, пригодное для проживания, доступное к социальной инфраструктуре, доступное для приобретения, а также сохранности прав на его использование;

придомовой земельный участок (земельный участок при многоквартирном доме) - участок, включающий в себя территорию, прилегающую к дому, включая зеленые насаждения, внутридворовые ирригационные сети (за исключением магистральных и подающих каналов) и сети наружного освещения, хозяйственные, детские и спортивные площадки, площадки, оборудованные для сбора твердых бытовых отходов, и другие участки, границы которых определяются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

текущий ремонт - комплекс работ, выполняемый с целью восстановления исправности (работоспособности) конструкций жилого здания и его систем, внутридомовых сетей и инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей;

техническое обслуживание жилого здания - комплекс мероприятий, связанных с управлением процессами эксплуатации зданий, включает контроль технического состояния здания путем общих и частичных осмотров, поддержание работоспособности и исправности его конструктивных элементов и инженерных систем, их наладку и регулирование, подготовку к сезонной эксплуатации объекта в целом, его элементов и систем, обеспечение санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории;

техническая паспортизация - оформление технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях;

сервитут жилого помещения - установленное законом или предусмотренное договором право частичного пользования жилым помещением и строениями со стороны лиц, не являющихся их собственниками, но вынужденных прибегать к такому пользованию вследствие объективных обстоятельств, право ограниченного совместного пользования имуществом;

специализированная организация - юридическое лицо, независимо от формы собственности, осуществляющее техническое обслуживание жилого здания;

снабжающая организация - юридическое лицо, предоставляющее товары и коммунальные услуги собственникам жилых и нежилых помещений на основе договоров;

строительная конструкция - часть жилого здания, выполняющая несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

 

Статья 2. Сфера действия настоящего Кодекса

 

1. Жилищное законодательство основывается на Конституции и состоит из Гражданского кодекса, настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих жилищные отношения, в том числе и по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

3) пользования общим имуществом собственников помещений;

4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;

5) учета жилищного фонда;

6) содержания и ремонта жилых помещений;

7) переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) управления многоквартирными домами;

9) порядка оплаты поставляемых товаров и коммунальных услуг, в результате использования жилых помещений;

10) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

11) осуществления государственного жилищного надзора.

Нормы жилищного права, содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречия норм жилищного права, содержащихся в других законах и иных нормативных правовых актах, нормам настоящего Кодекса применяются нормы настоящего Кодекса.

2. К жилищным отношениям, связанным со строительством, ремонтом и переустройством жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением и оплатой коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство согласно требованиям, установленным настоящим Кодексом.

3. Если вступившим в установленном законом порядке в силу международным договором, участницей которого является Кыргызская Республика, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Принципы жилищного законодательства

 

1. Жилищное законодательство основывается на следующих принципах:

1) обеспечение безопасности эксплуатации жилищного фонда;

2) соблюдение и защита прав и законных интересов собственников жилого помещения;

3) эффективное использование жилищного фонда;

4) целевое использование жилищного фонда;

5) обеспечение восстановления нарушенных жилищных прав;

6) доступность информации о правах на жилое помещение;

7) неприкосновенность жилого помещения;

8) равенство всех форм собственности на жилое помещение;

9) обеспечение участия граждан во всех процессах принятия решения, которые оказывают влияние на реализацию права на достаточное жилое помещение.

2. Никто не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом.

 

Статья 4. Объекты жилищных прав

 

1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения, требования к которым устанавливаются настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами.

2. Минимальные требования к строительству и безопасности эксплуатации жилых помещений устанавливаются соответствующими техническими регламентами.

3. Жилые помещения предназначаются для проживания граждан. Запрещается предоставление, передача жилых помещений в многоквартирном доме для целей промышленного характера, использования их в качестве мест торговли, размещения организаций сферы обслуживания, в том числе и гостиниц, а также для любых других целей, кроме проживания.

4. Пользование и эксплуатация жилого помещения осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством.

5. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленным Правительством. Исключение из жилищного фонда жилых помещений, непригодных для проживания, производится в порядке, установленном Правительством.

 

Статья 5. Жилищный фонд

 

1. Жилые помещения, находящиеся на территории Кыргызской Республики, образуют жилищный фонд, который может находиться в государственной (ведомственной), муниципальной, частной и иной форме собственности.

В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для размещения учреждений и предприятий общественного назначения с учетом разрешенных видов использования.

2. Жилищный фонд в зависимости от цели использования и характера строения подразделяется на:

1) жилищный фонд в многоквартирных домах;

2) индивидуальный жилищный фонд;

3) специализированный жилищный фонд;

4) передвижной жилищный фонд.

3. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создать условия для реализации гражданами права на достаточное жилое помещение через:

1) поддержку жилищно-строительных кооперативов;

2) предоставление жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда гражданам Кыргызской Республики, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

3) развитие специализированного жилищного фонда;

4) стимулирование строительства жилых помещений;

5) развитие ипотечного жилищного строительства;

6) строительство и развитие социальной инфраструктуры;

7) установление норм и требований (стандартов) к жилому помещению;

8) обеспечение защиты и сохранности прав на жилое помещение.

4. Непригодные для проживания жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо сносятся по решению собственника жилых помещений или уполномоченного им органа в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 6. Государственный учет использования и сохранности жилищного фонда

 

1. Государственный учет использования и сохранности жилищного фонда, независимо от формы собственности, а также соответствия жилых помещений установленным требованиям осуществляется специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

2. Государственный учет жилищного фонда предусматривает своевременное проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным законом требованиям.

3. Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда устанавливается Правительством.

 

Статья 7. Субъекты жилищных правоотношений

 

1. Субъектами жилищных правоотношений являются граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица Кыргызской Республики, иностранные юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления.

2. Граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане, юридические лица Кыргызской Республики и иностранные юридические лица вправе осуществлять строительство жилых помещений, приобретать их и распоряжаться ими в порядке, установленном законодательством.

3. Граждане Кыргызской Республики вправе приобретать жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда на основании и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами.

 

Статья 8. Государственная регистрация прав на жилые помещения

 

Право собственности и иные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 9. Страхование жилых помещений

 

Собственники жилых помещений вправе осуществлять страхование жилых помещений на основании и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

 

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Статья 10. Компетенция Правительства

 

В компетенцию Правительства входят:

1) проведение единой государственной политики в сфере жилищных отношений;

2) содействие развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилом помещении;

3) использование бюджетных и иных, не запрещенных законом, источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий или льготного кредитования для приобретения или строительства жилых помещений;

4) утверждение программы стимулирования жилищного строительства;

5) установление порядка государственного учета жилищного фонда;

6) утверждение правил пользования жилыми помещениями;

7) социальная защита граждан и утверждение государственных стандартов на жилое помещение;

8) организация проведения жилищной реформы;

9) определение порядка предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда для отдельных категорий граждан;

10) определение порядка предоставления жилых помещений передвижного жилищного фонда;

11) обеспечение условий для контроля исполнения жилищного законодательства, использования и сохранности жилищного фонда, соответствия жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

12) обеспечение контроля соблюдения установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

13) установление размеров оплаты за пользование жилым помещением в домах государственного жилищного фонда;

14) учреждение Фонда развития жилищного строительства и управление им;

15) определение порядка управления многоквартирным домом государственного жилищного фонда;

16) определение условий и порядка переустройства жилых и нежилых помещений;

17) определение порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и исключения его из жилищного фонда;

18) определение порядка установления принудительного сервитута;

19) решение других вопросов в сфере регулирования жилищных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом;

20) определение порядка оформления и установления границ придомового земельного участка многоквартирного жилого дома.

 

Статья 11. Компетенция местных государственных администраций

 

К компетенции районных государственных администраций в сфере регулирования жилищных отношений относятся:

1) контроль использования и обеспечения сохранности государственного жилищного фонда, находящегося в государственной или частной собственности, соответствия жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

2) предоставление жилого помещения, находящегося в государственной собственности, гражданам Кыргызской Республики в собственность на основании и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами;

3) предоставление жилого помещения, находящегося в государственной собственности, гражданам Кыргызской Республики по договорам имущественного найма и договорам безвозмездного пользования, жилых помещений передвижного жилищного фонда в порядке, установленном настоящим Кодексом;

4) принятие решения о переустройстве жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, в установленном законом порядке;

5) принятие решения о придании статуса жилого дома общежитиям и домам гостиничного типа;

6) предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, находящегося в государственной собственности, в порядке, установленном Правительством;

7) установление принудительного сервитута в порядке, установленном Правительством;

8) привлечение к административной ответственности лиц, уклоняющихся от участия в расходах на управление, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

9) заключение договоров с управляющими организациями (управляющими) на управление многоквартирным домом государственного жилищного фонда или частного жилищного фонда в случаях, установленных настоящим Кодексом;

10) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке, установленном настоящим Кодексом;

11) осуществление контроля технического состояния и своевременного ремонта жилых помещений, находящихся в государственной собственности;

12) реализация проектов жилищного строительства жилых помещений государственного жилищного фонда;

13) признание в установленном законодательством порядке жилых помещений, находящихся в государственной собственности, непригодными для проживания;

14) решение других вопросов в сфере регулирования жилищных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

 

Статья 12. Компетенция представительных органов местного самоуправления

 

К компетенции представительных органов местного самоуправления в сфере регулирования жилищных отношений относятся:

1) утверждение программ развития и строительства жилищного фонда, коммунального обслуживания и благоустройства в данной местности;

2) утверждение нормативов потребления услуг и тарифов в пределах своей компетенции;

3) определение размера оплаты и структуры оплаты за жилое помещение муниципального жилищного фонда;

4) социальная защита граждан: утверждение социальных стандартов и предоставление жилищных субсидий за счет средств местного бюджета;

5) создание комиссий по жилищным вопросам для защиты прав граждан;

6) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального, в том числе специализированного жилищного фонда;

7) утверждение тарифов на коммунальные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, а также иными юридическими лицами;

8) утверждение тарифов на использование лифтового оборудования;

9) определение порядка проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации (управляющего) для управления общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме;

10) определение порядка управления многоквартирным домом муниципального жилищного фонда;

11) решение других вопросов в сфере регулирования жилищных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

 

Статья 13. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления

 

К компетенции исполнительных органов местного самоуправления, в сфере регулирования жилищных отношений относятся:

1) контроль использования и обеспечения сохранности муниципального жилищного фонда, соответствия жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

2) предоставление жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, гражданам Кыргызской Республики в частную собственность на основании и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами;

3) предоставление жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в срочное пользование;

4) принятие решения о переустройстве жилых и нежилых помещений в установленном законом порядке;

5) принятие решения о придании статуса жилого дома общежитиям и домам гостиничного типа, находящимся в муниципальной собственности;

6) установление принудительного сервитута в порядке, установленном Правительством;

7) признание в установленном законодательством порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

8) заключение договоров с управляющими организациями (управляющими) на управление многоквартирными жилыми домами муниципального жилищного фонда;

9) обеспечение равных условий для деятельности управляющих организаций (управляющих);

10) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке, установленном настоящим Кодексом;

11) инициирование и проведение открытых конкурсов по заключению договоров по управлению общим имуществом многоквартирного дома в случаях, установленных настоящим Кодексом;

12) организация и проведение курсов повышения квалификации лиц, осуществляющих управление общим имуществом многоквартирных домов, а также лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;

13) предоставление информации об установленных ценах на услуги и работы по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами, об объеме, перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ;

14) привлечение к административной ответственности лиц, уклоняющихся от участия в расходах на управление, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

15) осуществление контроля технического состояния и своевременного ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной и частной собственности;

16) решение других вопросов в сфере регулирования жилищных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

 

Статья 14. Специально уполномоченные государственные органы

 

1. Специально уполномоченные государственные органы осуществляют государственный учет жилых помещений, содержат в надлежащем состоянии передвижной жилищный фонд, а также обеспечивают безопасное строительство и эксплуатацию жилищного фонда и инженерных систем в соответствии с настоящим Кодексом и другим законодательством.

2. К специально уполномоченным государственным органам, участвующим в регулировании жилищных отношений, относятся:

1) уполномоченный государственный орган в области гражданской защиты, пожарной и радиационной безопасности;

2) уполномоченный государственный орган в области градостроительства и архитектуры;

3) уполномоченный государственный орган в области обеспечения радиационной безопасности;

4) уполномоченный государственный орган по санитарно-эпидемиологическому надзору;

5) уполномоченный государственный орган в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и природопользования;

6) уполномоченный государственный орган по антимонопольной политике;

7) уполномоченный государственный орган по даче согласия на приобретение жилых помещений иностранным лицам;

8) уполномоченный государственный орган по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

9) уполномоченный государственный орган в сфере социального развития.

 

РАЗДЕЛ II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

 

ГЛАВА 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

 

Статья 15. Право собственности на жилые помещения

 

1. Граждане, а также юридические лица вправе иметь в частной собственности жилые помещения.

Количество жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, не ограничивается.

2. Органы местного самоуправления вправе иметь в муниципальной собственности жилые помещения, предоставлять их гражданам в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами.

3. Государственные органы осуществляют владение, пользование и распоряжение жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности, на условиях и в порядке, установленных законодательством. Государственные органы предоставляют жилые помещения гражданам Кыргызской Республики в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами.

 

Статья 16. Основания приобретения права собственности и иных прав на жилые помещения

 

1. Основаниями возникновения жилищных прав и обязанностей являются:

1) акты государственных органов и органов местного самоуправления;

2) договоры и иные сделки, предусмотренные законодательством;

3) судебные акты;

4) акты компетентных органов юридических лиц о реорганизации юридического лица;

5) членство в жилищно-строительных кооперативах;

6) иные основания, предусмотренные законодательством.

2. Права на жилые помещения возникают с момента государственной регистрации этих прав в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 17. Права собственника жилого помещения

 

Собственник жилого помещения осуществляет свои права на жилое помещение в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами.

 

Статья 18. Обязанности собственника жилого помещения

 

1. Собственник жилого помещения несет бремя содержания жилого помещения, находящегося в его собственности, а также иного имущества, принадлежащего ему на праве общей долевой собственности.

2. Собственник жилого помещения обязан поддерживать свое жилое помещение и общее имущество в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы других лиц, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и коммунальной квартире.

3. В случае совершения собственником жилого помещения действий, нарушивших права и законные интересы других лиц, приведших к разрушению жилых помещений или общего имущества, он обязан возместить причиненный им ущерб для восстановления разрушенного имущества.

4. Собственник жилого помещения обязан в одностороннем порядке расторгнуть договор срочного пользования жилым помещением в случае, если наниматель использует его не по назначению, систематически либо существенно нарушает права и законные интересы других лиц, бесхозяйственно обращается с жилым помещением и общим имуществом, допуская его разрушение.

5. В случае если собственник жилого помещения не исполняет свои обязанности, установленные настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами, лица, права которых нарушены, или их представители могут предупредить собственника о необходимости устранения нарушений, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник жилого помещения после предупреждения продолжает нарушать права и интересы других лиц или использовать жилое помещение не по назначению, равно как и не произведет необходимого ремонта в установленные сроки, суд по иску лица, права которого нарушены, может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

 

Статья 19. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником жилого помещения

 

1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся супруг (супруга), близкие родственники, проживающие совместно с ним, ведущие общее хозяйство и имеющие общий бюджет. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица могут быть признаны членами семьи собственника, если ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет и проживают совместно.

2. Члены семьи собственника жилого помещения и иные лица, проживающие совместно, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением. Члены семьи собственника жилого помещения и иные лица, проживающие с ним совместно, обязаны использовать жилое помещение по назначению и обеспечивать его сохранность.

3. Дееспособные члены семьи собственника жилого помещения и иные лица, проживающие совместно с собственником, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением.

4. Переход права собственности на жилое помещение к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи или иными лицами, проживающими совместно с собственником, если иное не предусмотрено соглашением.

 

Статья 20. Права и обязанности собственника нежилого помещения в многоквартирном доме

 

1. Нежилое помещение в многоквартирном доме - помещение, предусмотренное в первоначальном проекте, по которому осуществлено строительство многоквартирного дома, используемое для иных целей чем проживание, предназначенное для организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания, поликлиник, офисов и других организаций непромышленного характера.

К нежилым помещениям многоквартирного дома относятся также нежилые помещения, получившие статус таковых в результате перепрофилирования жилого помещения (квартиры, комнаты) в порядке, установленном законодательством.

2. Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме также являются собственниками общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

3. Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать их сохранность, надлежащее техническое и санитарное состояние, производить текущий и капитальный ремонт помещений за свой счет, нести общие расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также соблюдать противопожарные правила, принимать меры по экономии топливно-энергетических ресурсов.

Доля участия собственника нежилого помещения в общих расходах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется пропорционально площади нежилого помещения собственника к общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

4. Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме, допустивший самовольное переустройство или перепланировку принадлежащего ему помещения, несет ответственность в установленном законодательством порядке и обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние.

5. Размещение в нежилых помещениях в многоквартирном доме промышленных производств не допускается. Перечень разрешенных видов деятельности в этих помещениях определяется Правительством.

 

Статья 21. Права и обязанности собственника встроенного или пристроенного помещения в многоквартирном доме

 

1. Жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, не предусмотренное первоначальным проектом и возникшее в результате дополнительного строительства помещения в конструктивных частях здания или на территории придомового земельного участка, считается встроенным или пристроенным помещением.

2. Строительство встроенных или пристроенных помещений осуществляется с согласия всех собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

3. Собственники встроенных и пристроенных помещений не являются собственниками общего имущества многоквартирного дома.

 

Статья 22. Право собственности на общее имущество собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме