Наши контакты     Новости     market@adviser.kg     +996 (312) 59-55-60, 91-03-76
  • Меню пользователя

  • Меню документа

    Инструменты
    Сохранить документ
    Распечатать
    Копировать в Word
    Показать комментарии
    Информация о документе
    Поиск по документу
    Язык документа
    Кыргызский
    Размер шрифта
    Увеличить текст
    Уменьшить текст
    Cвязи
    Корреспонденты
    Респонденты
    Сообщить об ошибке
  • Меню сайта

Страница 1 из 8 | Административно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 25 января 2017 года № 13 (не введен в действие)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

О введении в действие настоящего Кодекса см. Закон КР от 20 января 2017 года № 6 (вводится в действие с 1 июля 2017 года)

 

Принят Жогорку Кенешем

Кыргызской Республики

 

 

15 декабря 2016 года

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера действия настоящего Кодекса

 

Настоящий Кодекс устанавливает порядок судопроизводства по спорам, вытекающим из административно-правовых (публично-правовых) отношений, процессуальные принципы и правила рассмотрения и разрешения данных споров в суде.

 

Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве

 

1. Порядок судопроизводства по административным делам в судах Кыргызской Республики определяется Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Кодексом, Законом Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах», принимаемыми в соответствии с ними другими законами Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Нормы административного процессуального законодательства, содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Если в настоящем Кодексе отсутствуют положения об осуществлении судопроизводства, то соответственно применяются нормы Гражданского процессуального кодекса и иных законов, если они не противоречат основным принципам и целям настоящего Кодекса.

4. Судопроизводство по административным делам осуществляется в соответствии с законом, действующим во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных актов.

 

Статья 3. Определение основных понятий, применяемых в настоящем Кодексе

 

Основные понятия, применяемые в настоящем Кодексе:

1) административное судопроизводство (административный процесс) - судопроизводство по спорам, вытекающим из административно-правовых (публично-правовых) отношений между административными органами и (или) их должностными лицами, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны;

2) административное дело - принятое к производству суда требование о разрешении правового спора между субъектами публичных правоотношений, а также материалы, относящиеся к этому спору. Понятие «административное дело» не распространяется на дела об административных правонарушениях;

3) административный акт - это акт административного органа или его должностного лица, одновременно:

а) обладающий публично-правовым и индивидуально-определенным характером;

б) имеющий внешнее воздействие, т.е. не имеющий внутриведомственный характер;

в) влекущий правовые последствия, т.е. устанавливающий, изменяющий, прекращающий права и обязанности для заявителя и (или) заинтересованного лица;

4) административный иск - процессуальный документ, поданный в суд субъектом публичных правоотношений в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов, вытекающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений;

5) административный орган - орган государственной исполнительной власти, исполнительный орган местного самоуправления, а также иные органы или лица, наделенные законом полномочиями постоянно или временно осуществлять административные процедуры;

6) административный истец - физическое или юридическое лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод или законных интересов, либо лицо, в интересах которого подан административный иск прокурором или иным лицом, наделенным законом таким полномочием;

7) административный ответчик - административный орган, против которого предъявлен иск в суд;

8) апелляционная жалоба (апелляционное представление) - жалоба или представление, приносимые лицами, участвующими в деле, в суд второй инстанции на судебный акт суда первой инстанции, не вступивший в законную силу;

9) административные процедуры - действия административного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, инициативы административного органа по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей административного акта (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств государственного бюджета, из имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

10) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольно-ревизионные функции в административных органах;

11) суд второй инстанции - апелляционная инстанция, т.е. судебные коллегии по административным и экономическим делам областных судов и Бишкекского городского суда, рассматривающие апелляционные (частные) жалобы и представления на акты суда первой инстанции, не вступившие в законную силу;

12) законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители, а также представители организаций и лиц, на попечении которых находится лицо, участвующее в деле;

13) кассационная жалоба (кассационное представление) - жалоба или представление, приносимые лицами, участвующими в деле, в кассационную инстанцию на судебный акт суда второй инстанции, вступивший в законную силу;

14) кассационная инстанция - судебная коллегия по административным и экономическим делам Верховного суда Кыргызской Республики, рассматривающая кассационные жалобы и представления на акты суда второй инстанции;

15) участники процесса - стороны, третьи лица и их законные представители, прокурор, субъекты, указанные в статье 44 настоящего Кодекса;

16) лица, содействующие осуществлению правосудия - эксперты, специалисты, переводчики, свидетели;

17) определение, решение, постановление - судебные акты, выносимые судами в ходе рассмотрения административных дел;

18) председательствующий - судья, председательствующий при коллегиальном рассмотрении дела либо рассматривающий дело единолично;

19) представление - жалоба прокурора на судебный акт;

20) прокурор - Генеральный прокурор Кыргызской Республики, прокуроры областей, прокурор города Бишкек, районные и городские прокуроры, военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам областей, районным или городским прокурорам, их заместители и помощники, прокуроры управлений и отделов прокуратур, действующие в пределах своей компетенции;

21) протокол - процессуальный документ, в котором фиксируется процессуальное действие, имевшее место в судебном заседании;

22) стороны - административный истец и административный ответчик;

23) суд - межрайонный суд, судья межрайонного суда, судебный состав судебной коллегии по административным и экономическим делам, рассматривающие административные дела соответственно по первой инстанции, в апелляционном порядке и в кассационном порядке;

24) судья - лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий свои обязанности на профессиональной основе;

25) суд первой инстанции - межрайонные суды областей и города Бишкек, управомоченные на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств административного дела и вынесение по нему соответствующего судебного акта;

26) частная жалоба (представление) - жалоба или представление, приносимые лицами, участвующими в деле, на определение суда, вынесенное в ходе рассмотрения административного дела;

27) частное определение - определение, выносимое судом, в отношении административных органов и их должностных лиц по установленным при рассмотрении административного дела фактам нарушения законодательства, причин и условий, способствовавших их совершению и требующих принятия соответствующих мер.

Статья 4. Задачи административного судопроизводства

Задачей административного судопроизводства является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере административно-правовых (публично-правовых) отношений от нарушений со стороны административных органов и их должностных лиц путем справедливого, беспристрастного и своевременного рассмотрения административных дел.

Статья 5. Право на обращение в суд за защитой

1. Любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов.

2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в суд в защиту государственных или общественных интересов.

4. Если законодательством установлен досудебный порядок обжалования административных актов, действий (бездействия) административных органов, то судебное оспаривание таких актов возможно лишь после соблюдения этого порядка.

5. Иностранные лица, лица без гражданства и иностранные юридические лица пользуются в Кыргызской Республике таким же правом на судебную защиту, как и граждане и юридические лица Кыргызской Республики.

Статья 6. Язык, на котором осуществляется административное судопроизводство

1. Судопроизводство по административным делам ведется на государственном или официальном языке.

2. Лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, показания, заключения, выступать и заявлять ходатайства на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика (сурдопереводчика) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Судебные акты вручаются лицам, участвующим в деле, на государственном или официальном языке.

4. Документы на иностранном языке участники административного процесса представляют с приложенным к ним в установленном порядке заверенным переводом на государственный или официальный язык.

 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

 

Статья 7. Основные принципы административного судопроизводства

 

1. Административное судопроизводство основывается на следующих основных принципах:

1) независимости судей;

2) верховенства права;

3) законности;

4) равенства всех перед законом и судом;

5) объективного расследования;

6) гласности и открытости судебного разбирательства;

7) обязательности судебных решений;

8) устности судопроизводства.

2. В административном судопроизводстве также применяются и иные принципы, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, сформировавшиеся в практике судов и получившие свое развитие в теории права.

 

Статья 8. Принцип независимости судей

 

1. При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам Кыргызской Республики.

2. Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному административному делу. Запрещается всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия. Лица, виновные в воздействии на судью, несут ответственность, предусмотренную законом.

3. Мирные собрания и другие действия на расстоянии ближе 30 метров до здания суда или в суде, которыми преследуется цель оказать воздействие на судью или суд, считаются вмешательством в деятельность судьи или суда и влекут установленную законом ответственность.

 

Статья 9. Принцип верховенства права

 

Суд при рассмотрении административного дела руководствуется принципом верховенства права, в соответствии с которым наивысшими ценностями признаются права и свободы человека и гражданина, а деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц должна осуществляться в соответствии с Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

Статья 10. Принцип законности

 

1. Суд обязан разрешать дела на основании Конституции Кыргызской Республики, вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

2. Суд, установив при рассмотрении административного дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления и их должностного лица Конституции, закону и иным нормативным правовым актам Кыргызской Республики, принимает решение в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

3. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов (аналогия закона и аналогия права).

 

Статья 11. Принцип равенства всех перед законом и судом

 

1. Административное судопроизводство осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом.

2. Суд в ходе административного процесса должен создавать полные и равные возможности для каждого участника процесса выражать свою позицию, осуществлять свои процессуальные права и обязанности.

 

Статья 12. Принцип объективного расследования

 

1. Суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями и предложениями участников процесса, представленными доказательствами и другими материалами, имеющимися в деле, исследует все фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора.

2. Суд самостоятельно по собственной инициативе или на основании ходатайств участников процесса собирает другие доказательства. Суд может требовать от сторон представления дополнительных сведений и доказательств.

3. Участники административного судопроизводства обязаны оказывать суду содействие в исследовании фактических обстоятельств, связанных со спором, и сборе доказательств.

 

Статья 13. Принцип гласности и открытости административного судопроизводства

 

1. Разбирательство дел во всех судах открытое.

2. Решение суда, вынесенное по результатам рассмотрения дела в открытом судебном заседании, провозглашается публично.

3. Лица, участвующие в деле, присутствующие на открытом судебном заседании, имеют право фиксировать письменно или с помощью средств аудиозаписи ход судебного разбирательства. Кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция судебного заседания допускаются с разрешения суда.

4. Рассмотрение дел и объявление решений в закрытых судебных заседаниях осуществляются по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, а также по другим делам, когда это предусмотрено законом. Закрытое судебное разбирательство допускается также при удовлетворении ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неразглашения сведений о частной жизни граждан или на иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному рассмотрению дела.

Письменная или с помощью средств аудиозаписи фиксация хода закрытого судебного разбирательства, кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция закрытого судебного заседания не допускаются.

5. О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании суд принимает мотивированное определение, в котором указывается о предупреждении судом лиц, присутствовавших в закрытом судебном заседании, об ответственности за разглашение сведений, ставших известными при рассмотрении дела.

6. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях - также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

7. Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил, установленных настоящим Кодексом.

8. По результатам рассмотрения дела в закрытом судебном заседании резолютивная часть решения оглашается публично.

 

Статья 14. Принцип обязательности судебных актов

 

1. Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории Кыргызской Республики.

2. Неисполнение судебных актов, вступивших в законную силу, влечет ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.

3. Обязательность судебных актов не лишает заинтересованных лиц, не участвующих в деле, права обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов.

 

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

 

ГЛАВА 3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ

 

Статья 15. Подведомственность административных дел

 

1. В порядке административного судопроизводства рассматриваются административные дела:

1) о признании недействительным административного акта или действия административного органа полностью либо в части;

2) об обязанности административного органа не принимать административный акт, обременяющий истца, или не совершать иного действия;

3) об обязанности административного органа принять административный акт или совершить определенные действия;

4) о признании недействительным подзаконного нормативного правового акта административного органа или представительного органа местного самоуправления;

5) о признании незаконным утратившего силу административного акта административного органа.

2. Не рассматриваются в порядке административного судопроизводства дела:

1) о признании недействительными полностью или в части постановлений государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (о проступках);

2) о действиях (бездействии) правоохранительных органов, вытекающих из правоотношений в сфере уголовного процесса;

3) о решениях, действиях (бездействии) судебных исполнителей при исполнении исполнительных документов.

 

Статья 16. Подсудность административных дел

 

1. Административные дела рассматриваются по первой инстанции межрайонными судами по месту нахождения ответчиков.

2. При обжаловании административных актов, действий (бездействия) нескольких ответчиков административный иск подается в межрайонный суд по месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.

3. Не допускается объединение в одно производство нескольких требований, которые надлежит рассматривать в порядке разного судопроизводства.

 

Статья 17. Передача дела, принятого к производству, в другой суд

 

1. Административное дело, принятое к производству одним судом, может быть передано на рассмотрение другого суда:

1) если после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными. Передача дела в этом случае осуществляется Верховным судом Кыргызской Республики;

2) если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

2. По вопросу о передаче дела из одного суда в другой суд принимается определение, на которое может быть подана частная жалоба, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1 части 1 настоящей статьи. Передача дела из одного суда в другой суд производится по истечении срока на обжалование этого определения, а в случае подачи жалобы - после вынесения определения об оставлении жалобы без удовлетворения.

3. Дело, направленное из одного суда в другой суд, должно быть принято к производству тем судом, которому оно направлено. Споры о подсудности между судами не допускаются.

 

ГЛАВА 4. СОСТАВ СУДА. ОТВОДЫ

 

Статья 18. Состав суда

 

1. Судьи рассматривают административные дела по первой инстанции единолично, если иное не предусмотрено законом. Судья, единолично рассматривающий дело, действует в качестве суда.

2. Административные дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются судебной коллегией по административным и экономическим делам в составе трех судей.

3. Административные дела рассматриваются в суде кассационной инстанции судебной коллегией по административным и экономическим делам в составе трех судей.

 

Статья 19. Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе

 

1. Все вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним.

2. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не оглашается.

 

Статья 20. Отвод судьи

 

1. Судья не может рассматривать дело и подлежит отводу:

1) если он является членом семьи, близким родственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, или их представителей;

2) если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела;

3) если он при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве прокурора, эксперта, специалиста, переводчика, представителя, секретаря судебного заседания;

4) если он в любой форме высказывал свою позицию вне судебного рассмотрения о возможном результате дела, связанного со спором, до вынесения его на обсуждение судебного состава (либо делал открытое заявление).

2. Не может быть основанием для самоотвода судьи или его отвода высказанное судьей предварительное правовое мнение на стадии подготовки к судебному разбирательству.

 

Статья 21. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела

 

1. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела по существу, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде другой инстанции.

2. Судья, принимавший участие в рассмотрении дела и вынесении решения по существу спора в первой или апелляционной инстанции, не может участвовать в повторном рассмотрении этого же дела в той же инстанции, кроме случаев рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам или новым обстоятельствам.

3. Участие судьи Верховного суда Кыргызской Республики в рассмотрении дела в кассационном порядке не является препятствием для его повторного участия в рассмотрении данного дела в кассационном порядке.

 

Статья 22. Основания для отвода прокурора, эксперта, специалиста, переводчика, секретаря судебного заседания

 

1. Основания для отвода, указанные в статье 20 настоящего Кодекса, распространяются также на эксперта, специалиста, переводчика, секретаря судебного заседания.

Кроме того, эксперт и специалист не могут участвовать в рассмотрении дела в случае обнаружения их некомпетентности.

2. Участие эксперта, специалиста, переводчика и секретаря судебного заседания при предыдущем рассмотрении данного дела в качестве соответственно эксперта, специалиста, переводчика, секретаря судебного заседания не является основанием для их отвода.

3. Основания для отвода, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса, распространяются также на прокурора. При этом участие прокурора при предыдущем рассмотрении данного дела в качестве прокурора не является основанием для отвода.

 

Статья 23. Заявление об отводе и самоотводе

 

1. При наличии обстоятельств, указанных в статьях 20 и 21 настоящего Кодекса, судья обязан заявить самоотвод.

При наличии обстоятельств, указанных в статье 20 и части 1 статьи 22 настоящего Кодекса, прокурор, эксперт, специалист, переводчик, секретарь судебного заседания обязаны заявить самоотвод.

По тем же основаниям отвод может быть заявлен участниками процесса.

2. Отвод или самоотвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу. В ходе рассмотрения дела по существу рассмотрение заявления об отводе и самоотводе допускается лишь в случаях, когда основание отвода или самоотвода стало известно суду или лицу, заявляющему отвод или самоотвод, после начала рассмотрения дела.

3. Необоснованный отказ от осуществления правосудия не допускается.

4. Необоснованное заявление об отводе судьи удовлетворению не подлежит.

 

Статья 24. Порядок разрешения заявленного отвода

 

1. В случаях заявления отвода суд заслушивает мнение лиц, участвующих в деле, а также заслушивает лицо, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения.

2. Вопрос об отводе разрешается определением суда, вынесенным в совещательной комнате.

3. Отвод, заявленный судье, или самоотвод судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается тем же судьей.

4. При рассмотрении дела судом в коллегиальном составе вопрос об отводе одного судьи разрешается остальными судьями в отсутствие отводимого. При равном количестве голосов, поданных за отвод и против отвода, судья считается отведенным. Отвод, заявленный нескольким судьям или всему коллегиальному составу, разрешается этим же коллегиальным составом суда простым большинством голосов.

5. Вопрос об отводе прокурора, эксперта, специалиста, переводчика и секретаря судебного заседания разрешается судом, рассматривающим дело.

6. Если одновременно заявлен отвод судье, прокурору, эксперту, специалисту, переводчику или секретарю судебного заседания, в первую очередь разрешается вопрос об отводе судьи.

7. По результатам рассмотрения вопроса об отводе или самоотводе судом принимается мотивированное определение. Определение по вопросу об отводе и самоотводе не обжалуется, но доводы могут быть включены в апелляционную, кассационную жалобу.

 

Статья 25. Последствия удовлетворения заявления об отводе

 

1. В случае отвода судьи, рассматривающего административное дело в межрайонном суде, это дело рассматривается в том же суде другим судьей. Дело передается в другой межрайонный суд через Верховный суд Кыргызской Республики, если в суде, где рассматривается дело, замена судьи становится невозможной.

2. В случае отвода судей при рассмотрении дела в Верховном суде Кыргызской Республики, суде второй инстанции дело рассматривается в том же суде, но в другом составе судей.

3. Если в результате удовлетворения отводов или по причинам, указанным в статье 20 настоящего Кодекса, в суде второй инстанции невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения данного дела в том же суде, дело должно быть передано в другой суд того же уровня через Верховный суд Кыргызской Республики.

 

ГЛАВА 5. УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

 

Статья 26. Участники административного процесса

 

1. Участниками административного процесса (далее - участники процесса) являются стороны, третьи лица, прокурор, а также субъекты, указанные в статье 43 настоящего Кодекса.

2. Сторонами в административном процессе являются административный истец и административный ответчик.

 

Статья 27. Административный истец

 

1. Административным истцом (далее - истец) являются физическое или юридическое лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод или законных интересов, либо лицо, в интересах которого подан административный иск прокурором или иным лицом, наделенным законом таким полномочием.

2. Государственный орган или орган местного самоуправления является истцом только в том случае, если он воспользовался административной процедурой в качестве заявителя.

 

Статья 28. Административный ответчик

 

Административным ответчиком (далее - ответчик) является административный орган, против которого предъявлен иск в суд.

 

Статья 29. Участие представителей в административном процессе

 

1. Сторона вправе совершать процессуальные действия в суде лично либо через одного или нескольких представителей.

Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Участие в деле представителей не лишает представляемого совершать процессуальные действия самостоятельно от своего имени.

Представителями сторон могут быть представители по должности, по закону, адвокаты, а также иные лица на основании доверенности. Стороны по одному и тому же вопросу вправе поручить ведение дела одному из них.

Полномочия представителей сторон оформляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

2. Представители, указанные в части 1 настоящей статьи, должны обладать дееспособностью и иметь надлежащим образом оформленное полномочие на ведение дела в суде.

3. Права и свободы недееспособного и ограниченно дееспособного гражданина защищает в суде его законный представитель.

По делу, в котором должен был участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступает доверительный управляющий его имуществом.

4. По делу, в котором должен был участвовать наследник гражданина, умершего или признанного в установленном порядке умершим, если наследство еще никем не принято, в качестве представителя наследника выступает лицо, назначенное для охраны и управления наследственным имуществом.

5. В административном суде дела юридических лиц ведут лица, наделенные законом и иными нормативными правовыми актами или уставом юридического лица полномочием на представление юридического лица.

6. В административном суде в качестве представителя государственного органа или органа местного самоуправления по должности выступает руководитель этого органа.

7. В предусмотренных частями 4-6 настоящей статьи случаях лица, ведущие дела в административном суде, считаются представителями по должности.

8. Законные представители и представители по должности в свою очередь могут передать полномочия на ведение дел в суде избранным ими одному или нескольким представителям.

9. Совершенные представителем процессуальные действия обязательны для участника процесса в такой же мере, как если бы они были совершены самим участником процесса.

10. Полномочия представителя, кроме законных представителей, должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики, а адвоката - удостоверяются ордером поручения, выданным в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности.

 

Статья 30. Лица, которые не могут быть представителями в суде

 

1. Судьи, следователи, прокуроры и депутаты представительных органов власти и органов местного самоуправления не могут быть представителями в суде, кроме случаев участия их в процессе в качестве уполномоченных соответствующих организаций или в качестве законных представителей.

2. Представителями в суде не могут быть адвокаты, принявшие поручение об оказании юридической помощи с нарушением правил, установленных законодательством об адвокатуре.

3. Лицо не может быть представителем, если по данному делу оказывает или ранее оказывало юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам представляемого, или участвовало в качестве судьи, прокурора, эксперта, специалиста, переводчика, свидетеля, а также если оно является членом семьи или близким родственником должностного лица, принимающего участие в рассмотрении дела.

 

Статья 31. Полномочия представителя

 

1. Полномочия на ведение дела в суде дают представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий.

2. Право представителя, кроме законных представителей, на подписание иска или возражения на иск, заявления об обеспечительных мерах, право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам и по новым обстоятельствам, полный или частичный отказ от заявленных требований, признание иска, изменение предмета и основания заявления, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного акта, отказ от жалобы или отзыв представления, предъявление исполнительного документа к исполнению должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым.

 

Статья 32. Третьи лица

 

1. Третьими лицами являются физические или юридические лица, права которых затрагиваются или могут быть затронуты принимаемым в результате рассмотрения дела судебным актом.

2. Третьи лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в дело на стороне истца или ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Третьи лица могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству участников процесса или по инициативе суда.

3. Третьи лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета иска, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, подачу встречного иска.

4. О привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом судом выносится определение.

Если судебный акт неизбежно и непосредственно будет распространяться на определенных лиц, то суд обязан привлечь к участию в процессе этих лиц в качестве третьих лиц.

5. В случае если третье лицо привлечено к участию в деле после начала судебного разбирательства, то судебное разбирательство начинается сначала.

 

Статья 33. Административная процессуальная правоспособность

 

Способность иметь административные процессуальные права и обязанности (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами и юридическими лицами, обладающими согласно закону правом на судебную защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов.

 

Статья 34. Административная процессуальная дееспособность

 

1. Способность своими действиями осуществлять свои процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности в суде и поручать ведение дела представителю (административная процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме совершеннолетним гражданам, то есть гражданам, достигшим восемнадцати лет, и юридическим лицам.

2. Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и процессуальные обязанности в суде в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, - со времени вступления в брак, а также в случае объявления его в установленном законом порядке полностью дееспособным (эмансипация).

3. Права, свободы и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также гражданина, признанного ограниченно дееспособным, защищаются в суде их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, администрацией воспитательных, лечебных учреждений, организациями социального обслуживания населения или другими аналогичными учреждениями), однако суд вправе привлекать к участию в таких делах самого несовершеннолетнего или гражданина, признанного ограниченно дееспособным.

4. В случаях, предусмотренных законом по делам, возникающим из административных правоотношений, несовершеннолетний имеет право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетнего.

5. Права, свободы и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет, а также гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, защищаются в суде их законными представителями.

 

Статья 35. Участие в деле нескольких истцов или ответчиков

 

1. Иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам. Каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно. Соучастники могут прийти к соглашению, чтобы в суде от имени всех выступали один или несколько из них либо один или несколько их представителей. Соглашение оформляется в порядке, установленном для доверенности представителя.

2. В случаях, предусмотренных законом, суд вправе привлечь по своей инициативе для участия в деле соответчика или соответчиков.

 

Статья 36. Права и обязанности участников административного процесса

 

1. Участники процесса имеют право:

1) знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать копии;

2) заявлять отводы;

3) представлять доказательства и участвовать в их исследовании;

4) задавать вопросы другим участникам процесса, свидетелям, экспертам и специалистам;

5) заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду;

6) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного процесса вопросам;

7) возражать против ходатайств и доводов других участников процесса;

8) обжаловать судебные акты;

1
2
3
   
8 страниц