Наши контакты     Новости     market@adviser.kg     +996 (312) 59-55-60, 91-03-76
  • Меню пользователя

  • Меню документа

    Инструменты
    Сохранить документ
    Распечатать
    Копировать в Word
    Показать комментарии
    Информация о документе
    Поиск по документу
    Язык документа
    Кыргызский
    Размер шрифта
    Увеличить текст
    Уменьшить текст
    Cвязи
    Корреспонденты
    Респонденты
    Сообщить об ошибке
  • Меню сайта

Страница 1 из 2 | Кодекс Кыргызской Республики от 7 августа 2006 года № 151 «Кодекс Кыргызской Республики о детях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2011 г.) (утратил силу)

КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ДЕТЯХ

изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2011 г.)

 

Утратил силу в соответствии с Кодексом КР от 10 июля 2012 года № 100

 

Принят Жогорку Кенешем

 

Кыргызской Республики

9 июня 2006 года

 

Раздел I. Общие положения

 

Глава 1. Законодательство в области защиты прав и интересов детей

(статьи 1 - 5)

Глава 2. Задачи государственных органов в сфере реализации прав и интересов детей

(статьи 6 - 12)

Глава 3. Специализированные органы по защите прав и законных интересов детей

(статьи 14 - 17)

Раздел II. Права и интересы детей, гарантии их реализации

 

Глава 4. Правовой статус детей, регистрация рождения, гражданство

(статьи 18 - 25)

Глава 5. Обеспечение прав и интересов детей в области семейных правоотношений

(статьи 26 - 31)

Глава 6. Основные направления обеспечения прав и интересов детей в области образования

(статьи 32 - 35)

Глава 7. Основные направления обеспечения прав и интересов детей в области здравоохранения

(статьи 36 - 38)

Глава 8. Основные направления обеспечения прав и интересов детей в области социальных и трудовых правоотношений

(статьи 39 - 40)

Глава 9. Личные имущественные и неимущественные права детей

(статьи 41 - 46)

Раздел III. Ювенальная юстиция

 

Глава 10. Ювенальная юстиция

(статьи 47 - 48)

Раздел IV. Заключительные положения

(статьи 49 - 50)

 

Настоящий Кодекс устанавливает основные гарантии прав, свобод и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики, Конвенцией о правах ребенка, иными законодательными актами Кыргызской Республики и международными договорами, вступившими в установленном порядке в законную силу.

Кыргызская Республика признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Глава 1. Законодательство в области защиты прав и интересов детей

 

Статья 1. Основные задачи законодательства в области защиты прав и интересов детей

 

1. Целями настоящего Кодекса являются защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, законных интересов и свобод детей.

2. Задачами настоящего Кодекса являются регулирование прав и интересов детей, установление принципов и мер защиты детей, обеспечивающих реализацию их прав; формирование гарантийных основ прав ребенка; функционирование соответствующих органов и организаций по защите прав и законных интересов ребенка; определение компетенции государственных и муниципальных органов в области охраны и защиты прав детей и порядок их взаимодействия.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

 

В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

всесторонняя оценка - полная оценка биографии ребенка и его потребностей, проводимая Отделом по поддержке семьи и детей;

уполномоченный государственный орган - орган государственного управления, специальный уполномоченный по вопросам защиты прав и интересов детей;

дееспособность ребенка - способность ребенка своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность);

дети, находящиеся в кризисной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии, являющиеся жертвой вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, выходцы из семей беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях, являющиеся жертвой насилия; отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, проживающие в малоимущих семьях, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

детская проституция - использование ребенка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения;

детская порнография - любое изображение ребенка, какими бы то ни было средствами, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка в сексуальных целях;

опекун (попечитель) - лицо, назначенное в установленном законом порядке для осуществления функций по опеке и попечительству;

опека (попечительство) - правовая форма защиты прав и интересов детей и лиц, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными);

правоспособность ребенка - способность иметь гражданские права и обязанности, возникающая с момента его рождения и прекращающаяся со смертью;

приемная семья - семья, образуемая на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, или семья, которая в установленном законодательством порядке осуществила усыновление;

план предоставления заботы - документ, разработанный Отделом по поддержке семьи и детей, детализирующий услуги по защите ребенка на основе всесторонней оценки ребенка и его семьи (окружения);

план по оказанию услуг - ежегодный план, составленный Отделом по поддержке семьи и детей, детализирующий услуги по защите ребенка в целях обеспечения потребностей ребенка в данном Отделе;

ребенок (дети) - это физическое(ие) лицо(а), не достигшее(ие) восемнадцатилетнего возраста;

расследование - предварительное обследование нужд ребенка и обстоятельств его жизни, а также размер необходимых услуг, содействующих защите ребенка;

ребенок-беженец - ребенок, которому предоставлен статус беженца в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

семья - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений;

семейный детский дом - это одна из форм воспитания и общественно-государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;

социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация - комплекс мероприятий государственных и иных негосударственных органов, организаций и учреждений, направленных на восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций, а также на восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем;

торговля детьми - любой акт или сделка, посредством которых ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение;

фостерная семья - семья, которая в установленном порядке осуществляет опеку или попечительство ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста;

ювенальная юстиция - система мероприятий в отношении детей, находящихся в конфликте с законом, от 14 до 18 лет, включающая в себя вопросы отправления правосудия и социальной реабилитации.

 

Статья 3. Основные принципы реализации прав детей

 

Кодекс Кыргызской Республики о детях основывается на следующих принципах:

- признание первоочередности прав и интересов ребенка с их закреплением в законодательстве;

- недопустимость дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей, законных представителей или каких-либо иных обстоятельств;

- обеспечение первоочередной защитой и заботой детей в целях обеспечения их наилучшего благополучия;

- уважение и обеспечение прав и свобод ребенка как равноправного члена общества;

- обеспечение права ребенка выражать свое мнение с обязательным его учетом при принятии решений, касающихся ребенка;

- обеспечение защиты ребенка от всех форм физического, морального насилия, оскорбления или злоупотребления, а также отсутствия заботы или небрежного обращения и применения к нему всех форм эксплуатации;

- уважение прав и обязанностей родителей и лиц, их заменяющих, несущих ответственность за воспитание ребенка в соответствии с его развивающимися способностями;

- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав и интересов, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

- повышение осведомленности и чувствительности родителей, их представителей и общества к правам и особым нуждам детей;

-децентрализация услуг по защите ребенка, обеспечение партнерства между государственными и негосударственными учреждениями в сфере защиты прав и интересов детей;

- ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также граждан за нарушение прав, свобод и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

- обеспечение стабильности и непрерывности опеки, воспитания и образования ребенка с учетом этнического, религиозного и культурного происхождения ребенка при предоставлении мер по его защите;

- охрана и защита прав и свобод ребенка со стороны государства, общества, семьи;

- обязанность родителей и лиц, их заменяющих, обеспечить надлежащее развитие ребенка, уделяя при этом особое внимание на наилучшее обеспечение интересов ребенка.

 

Статья 4. Законодательство и иные акты, содержащие нормы по защите прав и интересов детей

 

1. Законодательство Кыргызской Республики в области обеспечения прав детей состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

2. Если международным договором, вступившим в силу в установленном законом порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Кыргызской Республики, применяются правила международного договора.

 

Статья 5. Сфера применения настоящего Кодекса

 

Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав, свобод и законных интересов ребенка в Кыргызской Республике, и распространяется на граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Кыргызской Республики.

Настоящий Кодекс также регламентирует деятельность государственных и муниципальных органов, юридических и физических лиц, занимающихся защитой прав и интересов детей на территории Кыргызской Республики.

 

Глава 2. Задачи государственных органов в сфере реализации прав и интересов детей

 

Статья 6. Государственная политика в области защиты прав и интересов детей

 

1. Целями государственной политики в области защиты прав и интересов детей являются:

- гарантия и защита прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики, Конвенцией о правах ребенка и иными законодательными актами Кыргызской Республики и международными договорами, вступившими в установленном порядке в законную силу;

- формирование сознательного отношения граждан к рождению здоровых, желанных детей путем воспитания у родителей ответственности за их рождение;

- внедрение и распространение приемлемого гендерного развития, сохраняющего положительные национальные традиции, обеспечивающего равенство прав, свобод и соблюдения интересов детей;

- совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей предпосылки и условия по охране прав и интересов детей;

- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также развитию личности ребенка в интересах общества.

2. Государственная политика в области защиты прав и интересов детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется в пределах выделенных средств из республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетных источников и иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 7. Задачи Правительства Кыргызской Республики в области реализации и защиты прав и интересов детей

 

Правительство Кыргызской Республики обладает следующими полномочиями в области защиты прав, свобод и законных интересов ребенка:

- определение единой государственной политики в области охраны прав, свобод и законных интересов детей;

- осуществление выбора приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав, свобод и законных интересов ребенка, охраны его здоровья, воспитания и нравственности;

- принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих защиту прав, свобод и законных интересов ребенка;

- утверждение государственных минимальных стандартов услуг с учетом региональных различий;

- установление социальных гарантий и льгот по обеспечению отдыха и оздоровления детей;

- оказание финансовой, организационной, информационно-методической и иной помощи органам местного самоуправления;

- определение ответственных государственных органов за исполнение государственных целевых программ в области защиты прав, свобод и законных интересов детей;

- осуществление контроля за деятельностью государственных органов в области защиты прав и интересов детей;

- исполнение законодательства Кыргызской Республики и международных обязательств, взятых на себя Кыргызской Республикой по вопросам защиты прав ребенка;

- оказание государственной поддержки физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность по защите прав, свобод и законных интересов ребенка;

- утверждение Типового положения о Комиссии по делам детей;

- утверждение Типового положения о порядке осуществления защиты прав ребенка;

- утверждение Положения о порядке проведения аккредитации организаций, работающих в области оказания услуг детям;

- утверждение Порядка размещения ребенка вне семьи;

- утверждение Порядка и сроков хранения документов Отдела по поддержке семьи и детей.

 

Статья 8. Задачи в области защиты прав и интересов детей уполномоченного государственного органа в области образования, науки и молодежной политики

 

В задачи уполномоченного государственного органа в области образования, науки и молодежной политики входят:

- реализация государственной политики по охране прав и интересов детей в учреждениях образования, независимо от их ведомственной подчиненности;

- разработка нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих защиту прав, свобод и законных интересов ребенка в области образования, науки и молодежной политики;

- разработка и принятие в пределах своей компетенции ведомственных нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области образования;

- подготовка и реализация государственных целевых программ по защите прав, свобод и законных интересов ребенка в области образования, науки и молодежной политики;

- осуществление мероприятий по информированию детей о их правах и обязанностях;

- заключение международных соглашений по вопросам образования, науки и молодежной политики в области защиты прав и интересов детей;

- установление нормативных ограничений по распространению печатной продукции, аудио-, видео- и иной продукции, не подлежащей распространению среди детей.

 

Статья 9. Задачи в области защиты прав и интересов детей уполномоченного государственного органа в области здравоохранения

 

В задачи уполномоченного государственного органа в области здравоохранения входят:

- осуществление мероприятий по обеспечению здорового образа жизни путем оказания детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу;

- реализация государственной политики по охране прав и интересов детей в организациях здравоохранения, независимо от их ведомственной подчиненности;

- предоставление всем детям, проживающим на территории Кыргызской Республики, равных возможностей в реализации права на получение медицинской помощи;

- разработка нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих защиту прав, свобод и законных интересов ребенка в области здравоохранения;

- разработка и принятие, в пределах своей компетенции, ведомственных нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области обеспечения здорового образа жизни;

- разработка и реализация государственных целевых программ по защите прав, свобод и законных интересов ребенка в области здравоохранения;

- осуществление контроля за качеством и доступностью медицинских услуг, оказываемых детям государственными и негосударственными организациями здравоохранения, а также физическими лицами, имеющими лицензию на частную медицинскую практику;

- осуществление защиты прав и интересов детей, предоставление им необходимых условий жизни, способствующих физическому, умственному, духовному, нравственному и социальному развитию;

- принятие необходимых мер для снижения заболеваемости и смертности среди детей;

- усиление санитарно-образовательной работы в области профилактической медицины по вопросам планирования семьи и формирования здорового образа жизни;

- взаимодействие с министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами, органами местного самоуправления, юридическими лицами с целью обеспечения прав и интересов детей в области здравоохранения;

- взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам защиты прав детей в случаях жестокого обращения с ними;

- осуществление просветительской деятельности путем распространения специальной литературы, проспектов, бюллетеней по вопросам охраны здоровья ребенка;

- заключение международных соглашений по вопросам здравоохранения, направленных на защиту прав и интересов детей.

 

Статья 10. Задачи в области защиты прав и интересов детей уполномоченного государственного органа в области труда и социальной защиты населения

 

К задачам уполномоченного государственного органа в области труда и социальной защиты населения относятся:

- реализация государственной политики по охране прав и интересов детей в области труда и социальной защиты;

- разработка нормативных правовых актов Кыргызской Республики, направленных на осуществление детьми своих прав, свобод и законных интересов в области труда и социальной защиты;

- разработка и реализация государственных целевых программ, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов ребенка в области труда и социальной защиты;

- осуществление мероприятий по информированию детей о их правах и обязанностях, имеющихся возможностях для получения государственной помощи в сфере социальной защиты;

- заключение международных соглашений в области труда и социальной защиты, направленных на охрану прав и интересов детей.

 

Статья 11. Задачи в области защиты прав и интересов детей уполномоченного государственного органа в области миграции и занятости

 

К задачам уполномоченного государственного органа в области миграции и занятости относятся:

- реализация государственной политики по охране прав и интересов детей в области миграции и занятости;

- разработка нормативных правовых актов Кыргызской Республики, направленных на осуществление детьми своих прав, свобод и законных интересов в области миграции и занятости;

- разработка государственных целевых программ, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов ребенка в области миграции и занятости;

- осуществление мероприятий по информированию детей о их правах и обязанностях, имеющихся возможностях для получения государственной помощи в сфере трудоустройства;

- осуществление мероприятий по защите прав и законных интересов беженцев;

- заключение международных соглашений в области миграции и занятости, направленных на охрану прав и интересов детей.

 

Статья 12. Задачи и полномочия Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в области защиты прав и свобод детей

 

1. В задачи Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики входят:

- защита прав и свобод детей;

- осуществление контроля за соблюдением должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления прав и свобод детей;

- предупреждение нарушений прав и свобод детей и содействие в их восстановлении;

- предупреждение любых форм дискриминации в процессе реализации детьми своих прав и свобод;

- содействие правовой информированности детей.

К полномочиям Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики относятся:

- рассмотрение заявлений и жалоб о нарушениях прав детей и сообщение заявителю (заявителям) о результатах проверки заявлений и жалоб, поданных как детьми, так и иными лицами;

- информирование должностных лиц уполномоченных государственных органов, в том числе прокурора, о фактах нарушения прав и законных интересов детей с требованием их немедленного рассмотрения;

- посещение в любое время мест содержания задержанных детей, мест предварительного заключения детей, соответствующих учреждений, в которых дети отбывают наказание, учреждений принудительного лечения и перевоспитания детей, а также получение информации об условиях их содержания и проверка документации, удостоверяющей законность их пребывания в указанных учреждениях;

- присутствие на заседаниях судов всех инстанций при условии согласия подзащитного лица и с учетом требований процессуального законодательства;

- обращение в суд с заявлением о защите прав и свобод ребенка (детей), который (которые) по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может (не могут) представлять свои интересы, а также принятие участия лично или через своего представителя в судебном процессе в случаях и в порядке, установленных законом;

- направление в соответствующие органы актов реагирования для принятия ими соответствующих мер в случае выявления нарушенных прав и свобод детей;

- проверка состояния соблюдения установленных прав и свобод детей соответствующими государственными органами, в том числе осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

2. Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в области защиты прав и свобод детей осуществляет также другие полномочия, предусмотренные Законом Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики».

 

Глава 3. Специализированные органы по защите прав и законных интересов детей

 

Статья 13 Перечень органов, составляющих систему служб по предоставлению услуг по защите прав и законных интересов детей

 

1. Специализированными органами по защите прав и законных интересов детей являются:

- специально уполномоченный орган при Правительстве Кыргызской Республики в области защиты прав и интересов детей;

- Комиссия по делам детей;

- Отдел по поддержке семьи и детей.

2. Все органы, перечисленные в настоящей статье, обладают правом свободного доступа в организации, работающие в области защиты прав и интересов детей, с целью проверки их деятельности, соблюдения ими прав, свобод и законных интересов детей.

 

Статья 14. Правовой статус и компетенция уполномоченного государственного органа при Правительстве Кыргызской Республики в области защиты прав и интересов детей

 

Главными задачами уполномоченного государственного органа при Правительстве Кыргызской Республики в области защиты прав и интересов ребенка являются:

- реализация государственной политики в области охраны прав, свобод и законных интересов детей;

- разработка государственных минимальных услуг по социальной защите детей, мониторинг их соблюдения и разъяснение их содержания;

- осуществление аккредитации организаций, работающих в области оказания услуг детям, и контроль за их деятельностью;

- утверждение плана годовой работы Отдела по поддержке семьи и детей;

- повышение осведомленности общественности о правах детей, а также положений Конвенции ООН по правам ребенка;

- рассмотрение жалоб и заявлений на решения Комиссии по делам детей, поданных в том числе и детьми.

 

Статья 15. Аккредитация организаций, работающих в области оказания услуг детям

 

Для обеспечения безопасности и благополучия детей уполномоченный государственный орган осуществляет аккредитацию организаций, работающих в области оказания услуг детям.

Услуги организаций, работающих в области оказания услуг детям, включают в себя консультирование, открытие семейных детских домов, фостерные и иные услуги.

Перечень услуг, предоставление которых требует прохождения аккредитации организаций, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 16. Структура, правовой статус и задачи Комиссии по делам детей

 

1. Комиссия по делам детей создается:

- при районных администрациях - в соответствующих районах;

- при исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления (мэрии, городской управе) - в соответствующих городах, не имеющих районного деления;

- при исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления (мэрии) - в соответствующих городах, имеющих районное деление.

2. Комиссия по делам детей не является постоянно действующим рабочим органом и осуществляет свою деятельность на периодичной основе. Работа Комиссии по делам детей организуется секретариатом, работающим на постоянной основе, созданным соответствующим органом местного самоуправления или местной государственной администрацией. Положение и состав Комиссии по делам детей утверждаются соответствующим органом, при котором создана указанная Комиссия.

3. В состав Комиссии по делам детей входят:

- представитель органа внутренних дел;

- представитель органа образования, науки и молодежной политики;

- представитель органа здравоохранения;

- представитель органа по труду и социальной защите;

- представитель районной администрации или исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления;

- 4 представителя гражданского общества.

4. Задачами Комиссии по делам детей являются:

- одобрение решений Отдела по поддержке семьи и детей, касающихся определения дальнейшей судьбы ребенка (оставление в семье, передача в приемную семью, помещение в открытое или закрытое учреждение);

- утверждение решений Отдела по поддержке семьи и детей относительно выбора приемной или фостерной семьи;

- контроль за деятельностью Отдела по поддержке семьи и детей;

- обеспечение вызволения ребенка в случае его неправомерного помещения в открытое или закрытое учреждение;

- рассмотрение заявлений и жалоб на действия работников Отдела по поддержке семьи и детей, а также на качество предоставляемых услуг детям или нарушений прав ребенка.

5. Комиссия по делам детей ежеквартально представляет отчет о своей деятельности в уполномоченный государственный орган при Правительстве Кыргызской Республики в области защиты прав и интересов детей.

6. Решение Комиссии по делам детей может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Статья 17. Правовой статус и задачи Отдела по поддержке семьи и детей

 

1. Отдел по поддержке семьи и детей создается:

- при районных администрациях - в соответствующих районах;

- при исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления (мэрии, городской управе) - в соответствующих городах, не имеющих районного деления;

- при исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления (мэрии) - в соответствующих городах, имеющих районное деление.

2. Отдел по поддержке семьи и детей является структурным подразделением соответствующего органа, в полномочия которого входит его создание. Положение об Отделе по поддержке семьи и детей утверждается соответствующим органом.

3. Задачами Отдела по поддержке семьи и детей являются:

- предупреждение и профилактика правонарушений среди детей;

- выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, родители которых не обеспечивают их надлежащее воспитание и содержание;

- расследование и оценка ситуации ребенка, находящегося в кризисной ситуации;

- предоставление услуг по защите прав и законных интересов детей, находящихся в кризисной ситуации, включая профилактические услуги, реабилитацию и услуги по реинтеграции в общество;

- присвоение фамилии, имени и отчества ребенку, если оба его родителя неизвестны;

- избрание формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам оценки нужд ребенка;

- разработка плана годовой работы Отдела по поддержке семьи и детей;

- осуществление выбора опекунов, усыновителей, фостерных или приемных семей;

- ведение учета детей, над которыми установлены опека или попечительство;

- осуществление контроля за деятельностью опекунов, усыновителей, фостерных или приемных семей в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них обязанностей;

- оказание помощи опекунам, фостерным или приемным семьям;

- информирование детей, работодателей, родителей и лиц, их заменяющих, о разрешенных формах использования детского труда;

- принятие мер по защите жилищных прав детей и по обеспечению их, в случае необходимости, жилой площадью;

- осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся на полном государственном обеспечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях;

- рассмотрение обращений детей, а также должностных лиц, организаций и граждан, касающихся нарушения прав и законных интересов ребенка;

- представление интересов детей в органах следствия, прокуратуры и суда;

- назначение представителя ребенка в случае разногласий между ним и родителями для защиты его прав и интересов;

- обращение в суд для лишения родителей родительских прав или об отобрании у них детей без лишения родительских прав;

- участие в судебном рассмотрении дел о лишении родительских прав;

- участие в процедуре усыновления детей путем дачи заключения об обоснованности усыновления;

- представление ежеквартальных отчетов в уполномоченный государственный орган в области защиты прав и интересов детей.

Отдел по поддержке семьи и детей для выполнения своих функциональных обязанностей вправе привлекать другие организации путем заключения контрактов.

4. Порядок и сроки хранения документов Отдела по поддержке семьи и детей устанавливаются решением Правительства Кыргызской Республики.

 

РАЗДЕЛ II. ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ, ГАРАНТИИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Глава 4. Правовой статус детей, регистрация рождения, гражданство

 

Статья 18. Обеспечение прав ребенка

 

Каждый ребенок должен быть обеспечен такой защитой и заботой, которые необходимы для его благополучия. При этом должны быть приняты во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

В статью 19 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 27.04.09 г. № 132 (см. стар. ред.)

Статья 19. Регистрация рождения ребенка

 

1. В случае рождения ребенка в медицинском учреждении для регистрации факта рождения выписывается справка о рождении в двух экземплярах, один из которых выдают матери или отцу ребенка, другой отправляют в органы записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС) по месту жительства ребенка в течение 5 дней со дня рождения ребенка.

Одна копия справки о рождении остается в родильном доме. Родильный дом хранит информацию о рождении ребенка в течение 20 лет. Ежегодно, не позднее месячного срока по истечении текущего года, журнал регистрации факта рождения родильным домом и районным ЗАГСом отправляется в Центральный архив ЗАГСа для архивирования и дальнейшего хранения.

2. В случае рождения ребенка вне пределов медицинского учреждения врач или другой уполномоченный соответствующими органами здравоохранения медицинский работник должен выписать справку, подтверждающую факт рождения ребенка, в порядке, определенном пунктом 1 настоящей статьи.

3. При регистрации факта рождения ребенка в случае отказа родителей от него один экземпляр справки также в обязательном порядке направляется в детское учреждение, куда определен ребенок.

4. Невыполнение требований настоящей статьи родителями ребенка, врачом или иным уполномоченным органом здравоохранения медицинским работником влечет за собой ответственность указанных лиц в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

5. Порядок регистрации рождения ребенка, установления происхождения ребенка, а также установления отцовства, внесения изменений в свидетельство о рождении ребенка регулируется законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 20. Право на имя и гражданство

 

1. Каждый ребенок должен быть зарегистрирован сразу после рождения.

2. Каждый ребенок имеет право на собственное имя и гражданство. Ребенок имеет право знать своих родителей, насколько это возможно, и получать их заботу.

Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются Законом Кыргызской Республики «О гражданстве Кыргызской Республики». Документом, удостоверяющим гражданство ребенка, является свидетельство о рождении и/или паспорт.

3. Порядок определения имени, фамилии ребенка, изменение фамилии, имени и отчества ребенка регламентируется законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 21. Право ребенка на свободу выражения мнения

 

1. Каждый ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения. Это право включает свободу искать, получать и передавать разностороннюю информацию и идеи любого рода, содействующие социальному, духовному и моральному благополучию ребенка, его физическому и психическому здоровью, в устной и письменной формах.

2. Законные представители ребенка, а также лица, которые в силу занимаемых должностей содействуют обеспечению прав ребенка, обязаны представлять информацию, объяснения и советы ребенку с учетом его возраста.

3. Осуществление права ребенка выражать мнение может подвергаться некоторым ограничениям в случаях, предусмотренных законами, в целях:

- уважения прав и репутации других лиц;