Наши контакты     Новости     market@adviser.kg     +996 (312) 59-55-60, 91-03-76
  • Меню пользователя

  • Меню документа

    Инструменты
    Сохранить документ
    Распечатать
    Копировать в Word
    Показать комментарии
    Информация о документе
    Поиск по документу
    Язык документа
    Кыргызский
    Английский
    Размер шрифта
    Увеличить текст
    Уменьшить текст
    Cвязи
    Корреспонденты
    Респонденты
    Сообщить об ошибке
  • Меню сайта

Страница 3 из 12 | Гражданский кодекс Кыргызской Республики от 8 мая 1996 года № 15 (Часть I) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.12.2016 г.)

1. Опекун или попечитель назначается судом по заключению территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда территориальному подразделению уполномоченного государственного органа по защите детей стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

4. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

 

Статья 71. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

 

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны извещать территориальные подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей о перемене места жительства.

3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании.

4. Обязанности, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не возлагаются на попечителей совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности.

5. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, отпали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства.

 

Статья 72. Распоряжение имуществом подопечного

 

1. Доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей.

Без предварительного разрешения территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

2. Опекун не вправе без предварительного разрешения территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется законом.

3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

 

В статью 73 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 31.07.07 г. № 121 (см. стар. ред.); Законом КР от 16.07.12 г. № 114 (см. стар. ред.)

Статья 73. Доверительное управление имуществом подопечного

 

1. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей заключает с управляющим, определенным этим подразделением, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 72 настоящего Кодекса.

2. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.

 

В статью 74 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 16.07.12 г. № 114 (см. стар. ред.)

Статья 74. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

 

1. Суд освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

При помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение суд освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

2. При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.

3. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, суд может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и привлечь виновного к установленной законом ответственности.

 

Статья 75. Прекращение опеки и попечительства

 

1. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или территориального подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей.

2. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

3. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 56 и статья 62).

 

Статья 76. Патронаж над дееспособными гражданами

 

1. По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.

2. Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен территориальным подразделением уполномоченного государственного органа по защите детей только с согласия такого гражданина.

3. Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного.

4. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем.

Попечитель (помощник) гражданина, находящегося под патронажем, освобождается от выполнения лежащих на нем обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 74 настоящего Кодекса.

 

Статья 77. Признание гражданина безвестно отсутствующим

 

1. Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

2. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

См.: Главу 31 Гражданского процессуального кодекса КР от 29 декабря 1999 года № 146

 

В статью 78 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 31.07.07 г. № 121 (см. стар. ред.); Законом КР от 16.07.12 г. № 114 (см. стар. ред.)

Статья 78. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

 

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости его охраны передается на основании решения суда в доверительное управление лицу, которое определяется территориальным подразделением уполномоченного государственного органа по защите детей и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим подразделением.

Управляющий имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим, принимает исполнение гражданских обязанностей, погашает за счет имущества отсутствующего лица его долги, управляет этим имуществом в интересах такого лица. По заявлению заинтересованных лиц выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать.

2. Территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей может и до истечения одного года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего для охраны его имущества.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

 

В статью 79 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 16.07.12 г. № 114 (см. стар. ред.)

Статья 79. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

 

1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

2. Если по истечении трех лет со дня назначения управляющего решение об объявлении лица безвестно отсутствующим не было отменено и не было обращения в суд о признании гражданина умершим, территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей обязано обратиться в суд с заявлением о признании гражданина умершим.

 

Статья 80. Объявление гражданина умершим

 

1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.

2. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

3. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

4. Объявление гражданина умершим влечет в отношении прав и обязанностей такого гражданина те же последствия, которые повлекла бы его смерть.

См.: Главу 31 Гражданского процессуального кодекса КР от 29 декабря 1999 года № 146

 

В статью 81 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 14.03.14 г. № 49 (см. стар. ред.)

Статья 81. Последствия явки гражданина, объявленного умершим

 

1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом.

2. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

3. Если имущество лица, объявленного умершим, перешло по праву наследования к государству и было реализовано, то после отмены решения об объявлении лица умершим ему возвращается сумма, вырученная от реализации имущества с учетом его рыночной стоимости на день выплаты.

 

В статью 82 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 17.02.03 г. № 39 (см. стар. ред.); Законом КР от 04.06.05 г. № 70 (см. стар. ред.)

Статья 82. Регистрация актов гражданского состояния

 

1. Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

1) рождение;

2) заключение брака;

3) расторжение брака;

4) усыновление (удочерение);

5) установление отцовства;

6) перемена имени, фамилии и отчества;

7) смерть гражданина.

8) Исключен в соответствии с Законом КР от 17.02.03 г. № 39 (см. стар. ред.)

2. Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

3. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами.

См.: Главу 37 Гражданского процессуального кодекса КР от 29 декабря 1999 года № 146

При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом.

Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния на основании решения суда.

Восстановление записей актов гражданского состояния безнадзорных детей производится органом записи актов гражданского состояния на основании решений врачебных комиссий при местных государственных администрациях.

Решения врачебных комиссий при местных государственных администрациях выносятся при наличии заключений соответствующих экспертных учреждений.

4. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

См.: Закон КР от 12 апреля 2005 года № 60 «Об актах гражданского состояния»

 

Кодекс дополнен главой 4-1 в соответствии с Законом КР от 21.07.99 г. № 83

Глава 4-1. Крестьянское (фермерское) хозяйство

 

См.: Закон КР от 3 июня 1999 года № 47 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

 

Статья 82-1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

 

Крестьянское (фермерское) хозяйство - самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица либо осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, деятельность которого основана преимущественно на личном труде членов одной семьи, родственников и других лиц, совместно ведущих производство сельскохозяйственной продукции, которое базируется на земельном участке и другом имуществе, принадлежащем членам крестьянского хозяйства на праве совместной собственности или полученном в пользование (аренду).

В случае создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица оно является коммерческой организацией.

 

Статья 82-2. Порядок образования и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства

 

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство образуется на строго добровольных началах. Члены крестьянского хозяйства имеют право беспрепятственного выхода из состава крестьянского хозяйства.

2. Крестьянское хозяйство подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в органах юстиции либо в случае, если крестьянское хозяйство осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, - по правилам, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики для индивидуального предпринимателя.

См.: Закон КР от 20 февраля 2009 года № 57 «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»;

постановление Правительства КР от 2 июля 1998 года № 404 «Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя на территории КР»

 

3. Правовое положение и особенности создания крестьянских (фермерских) хозяйств регулируются Законом Кыргызской Республики «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

 

Статья 82-3. Собственность (имущество) крестьянского (фермерского) хозяйства

 

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если законом или договором между ними не предусмотрено иное.

 

Глава 5. Юридические лица

 

Параграф 1. Основные положения

 

В статью 83 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 21.07.99 г. № 83 (см. стар. ред.)

Статья 83. Понятие юридического лица

 

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, и быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

2. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся: хозяйственные товарищества и общества; кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право, относятся организации, обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

3. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся: общественные объединения и религиозные организации; благотворительные и иные общественные фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

 

Статья 84. Правоспособность юридического лица

 

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением организаций, обладающих имуществом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (государственные и муниципальные предприятия), имеют гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

3. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 86) и прекращается в момент завершения его ликвидации (пункт 8 статьи 98).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии (пункт 1 настоящей статьи), возникает с момента получения такой лицензии и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.

См.: Закон КР от 3 декабря 1998 года № 149 «О толковании статьи 3 Закона КР «О государственной регистрации юридических лиц» и статьи 84 Гражданского кодекса КР»

 

В статью 85 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 21.07.99 г. № 83 (см. стар. ред.); Законом КР от 17.02.03 г. № 39 (см. стар. ред.); Законом КР от 12.10.09 г. № 263 (см. стар. ред.)

Статья 85. Коммерческие и некоммерческие организации

 

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, государственных и муниципальных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме кооперативов, политических партий и иных общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных общественных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.

4. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций (союзов).

 

В статью 86 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 18.01.00 г. № 24 (см. стар. ред.); Законом КР от 31.07.07 г. № 121 (см. стар. ред.); Законом КР от 20.02.09 г. № 56 (см. стар. ред.)

Статья 86. Государственная регистрация юридических лиц

 

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации уполномоченным государственным органом в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.

См.: Закон КР от 20 февраля 2009 года № 57 «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»;

постановление Правительства КР от 23 апреля 2008 года № 182 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия между государственными органами при государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридических лиц, филиалов и представительств по принципу «единого окна»

Вопросы регистрации общинных организаций регулируются соответствующим законом.

Отказ в регистрации осуществляется по основаниям, предусмотренным законом. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

2. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

3. Юридическое лицо подлежит перерегистрации лишь в случаях, установленных законом.

 

В статью 87 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 20.02.09 г. № 56 (см. стар. ред.); Законом КР от 14.03.14 г. № 49 (см. стар. ред.); Законом КР от 23.07.16 г. № 133 (см. стар. ред.)

Статья 87. Создание и учредительные документы юридического лица

 

1. Юридическое лицо может учреждаться одним или несколькими учредителями.

2. Учредителями юридического лица могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими органы или лица, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, иные организации или граждане. При этом юридические лица, которые владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, могут быть учредителями других юридических лиц с согласия собственника или уполномоченного им органа.

3. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

4. В уставе и других учредительных документах юридического лица должны определяться фирменное наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций, государственных и муниципальных предприятий, а в предусмотренных законом случаях - и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Учредительными документами иных коммерческих организаций могут быть предусмотрены предмет и определенные цели их деятельности.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия.

5. Изменения учредительных документов юридических лиц, за исключением политических партий, религиозных организаций и других некоммерческих организаций, получают силу со дня их утверждения в установленном порядке уполномоченным органом юридического лица.

Изменения учредительных документов некоммерческих организаций и финансово-кредитных учреждений получают силу со дня государственной перерегистрации указанных юридических лиц.

В случаях, установленных законом, изменения учредительных документов юридического лица получают силу со дня уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. При этом юридические лица и их учредители не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

 

Статья 88. Органы юридического лица

 

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законодательством и учредительными документами.

2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников, членов) юридического лица, поскольку иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

 

В статью 89 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 21.04.14 г. № 61 (см. стар. ред.); Законом КР от 23.07.16 г. № 133 (см. стар. ред.)

Статья 89. Фирменное наименование и место нахождения юридического лица

 

1. Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, содержащее указание на его вид, организационно-правовую форму и характер его деятельности.

Включение в фирменное наименование юридического лица указаний на официальное полное или сокращенное название Кыргызской Республики, включение такого названия либо элементов государственной символики в реквизиты документов или рекламные материалы юридического лица допускается в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Юридические лица с частной формой собственности не вправе использовать в своем фирменном наименовании названия государственных (муниципальных) органов, а также названия должностей, относящихся к политическим (специальным) и высшим административным государственным должностям.

См.: постановление Правительства Кыргызской Республики от 8 декабря 2010 года № 318 «Об утверждении Положения о порядке включения в наименование юридических лиц, филиалов (представительств) официального полного или сокращенного названия Кыргызской Республики»;

постановление Правительства КР от 13 февраля 2006 года № 94 «О порядке использования в товарных знаках, знаках обслуживания полного или сокращенного названия КР и образованных на его основе слов и сочетаний»

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

3. Фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

4. Юридическое лицо должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом, а также законодательством в сфере регистрации юридических лиц. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела V настоящего Кодекса.

 

Статья 90. Представительства и филиалы

 

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

 

В статью 91 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 20.02.09 г. № 56 (см. стар. ред.)

Статья 91. Ответственность юридического лица

 

1. Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

2. Финансируемое собственником учреждение отвечает по своим обязательствам в порядке и на условиях, установленных статьей 164 настоящего Кодекса.

3. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, законом либо учредительными документами юридического лица.

 

В статью 92 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 15.10.97 г. № 76 (см. стар. ред.); Законом КР от 27.11.99 г. № 131 (см. стар. ред.); Законом КР от 14.03.14 г. № 49 (см. стар. ред.)

Статья 92. Реорганизация юридического лица

 

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению уполномоченного государственного органа в отношении банков, финансово-кредитных организаций или учреждений, для которых осуществление операций, установленных в лицензии, является единственным разрешенным видом деятельности.

Основание и порядок реорганизации юридического лица, признанного судом или объявленного собранием кредиторов банкротом (несостоятельным), устанавливаются законодательством о банкротстве.

2. В целях ограничения монополистической деятельности законом могут быть предусмотрены случаи и порядок принудительной реорганизации коммерческих организаций по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении суда, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на утверждение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц.

Вступление в силу судебного акта, вынесенного на основе рассмотрения указанных документов, является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

 

Статья 93. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

 

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

 

В статью 94 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 14.03.14 г. № 49 (см. стар. ред.)

Статья 94. Передаточный акт и разделительный баланс

 

1. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

2. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются для государственной регистрации (перерегистрации) вновь возникших юридических лиц.

Непредставление передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

 

Статья 95. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации

 

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

2. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

3. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

 

В статью 96 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 15.10.97 г. № 76 (см. стар. ред.); Законом КР от 21.07.99 г. № 83 (см. стар. ред.); Законом КР от 27.11.99 г. № 131 (см. стар. ред.); Законом КР от 17.02.03 г. № 38 (см. стар. ред.)

Статья 96. Ликвидация юридического лица

 

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, в случае отзыва лицензии у банков, финансово-кредитных организаций или учреждений, для которых осуществление операций, установленных в лицензии, является единственным разрешенным видом деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Ликвидация платежеспособного юридического лица - банка или финансово-кредитного учреждения, лицензируемого Национальным банком Кыргызской Республики, проводится в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций с учетом особенностей, установленных для банков и иных финансово-кредитных учреждений.

В случае непринятия акционерами банка решения о ликвидации или реорганизации в течение 1 месяца со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций проводится принудительная ликвидация юридического лица - банка.

При отзыве или временном приостановлении действия банковской лицензии Национальный банк Кыргызской Республики должен назначить временного управляющего с целью сохранения активов и документов банка до назначения участниками - ликвидационной комиссией (ликвидатором) или судом - администратора. Временный управляющий обладает полномочиями, установленными для временного администратора согласно статье 63 Закона Кыргызской Республики «О банкротстве (несостоятельности)» с учетом особенностей его назначения.

3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Требования пунктов 2, 3 настоящей статьи и статей 97, 98 настоящего Кодекса не применяются к ликвидации юридических лиц в процессе банкротства.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме кооператива или общественного фонда, ликвидируется в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса вследствие признания его банкротом (несостоятельным).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, установленном статьей 100 настоящего Кодекса.

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие банкротства (несостоятельности) не распространяются на учреждения.

 

В статью 97 внесены изменения в соответствии с Законом КР от 20.02.09 г. № 56 (см. стар. ред.); Законом КР от 22.05.15 г. № 115 (см. стар. ред.); Законом КР от 16.12.16 г. № 208 (см. стар. ред.)

Статья 97. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица

 

1. Утратил силу в соответствии с Законом КР от 16.12.16 г. № 208 (см. стар. ред.)

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации.

3. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) она приобретает полномочия контролировать действия органов юридического лица по распоряжению его имуществом. В частности, все акты органов юридического лица, направленные на отчуждение его имущества либо на погашение долгов, могут производиться лишь с согласия ликвидационной комиссии (ликвидатора).

4. Уполномоченный орган юридического лица может принять решение об утверждении ликвидационного баланса только в случае отсутствия у юридического лица обязательств, в том числе гарантийных, перед третьими лицами.

   
1
2
3
4
5
   
12 страниц