Наши контакты     Новости     market@adviser.kg     +996 (312) 59-55-60, 91-03-76
  • Меню пользователя

  • Меню документа

    Инструменты
    Сохранить документ
    Распечатать
    Копировать в Word
    Показать комментарии
    Информация о документе
    Поиск по документу
    Язык документа
    Кыргызский
    Размер шрифта
    Увеличить текст
    Уменьшить текст
    Cвязи
    Корреспонденты
    Респонденты
    Сообщить об ошибке
  • Меню сайта

Страница 4 из 4 | Кодекс Кыргызской Республики от 10 июля 2012 года № 100 «Кодекс Кыргызской Республики о детях» (с изменениями от 27.04.2017 г.)

6) органа внутренних дел;

7) адвокатского учреждения;

8) органа здравоохранения;

9) органа образования;

10) государственного органа социального страхования;

11) государственного органа по вопросам деятельности уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы;

12) государственного органа в сфере труда, занятости и миграции;

13) органа местного самоуправления;

14) государственных и негосударственных центров для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

2. Все сотрудники, работающие с детьми, находящимися в конфликте с законом, должны пройти специальную подготовку по вопросам в области ювенальной юстиции.

 

Статья 89. Межведомственный координационный совет по ювенальной юстиции

 

1. Межведомственный координационный совет по ювенальной юстиции создается при Правительстве Кыргызской Республики. Положение о совете утверждается Правительством Кыргызской Республики.

2. Деятельность совета обеспечивается Аппаратом Правительства Кыргызской Республики.

 

Статья 90. Принципы функционирования системы ювенальной юстиции

 

Функционирование системы ювенальной юстиции основывается на следующих принципах:

предотвращения правонарушений среди несовершеннолетних;

создания условий для всесторонней социализации и реинтеграции несовершеннолетнего для его наилучшего развития;

оказания государственного содействия семье для создания благоприятной и естественной среды воспитания несовершеннолетнего;

прозрачности процедур взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции;

координации действий системы ювенальной юстиции;

открытости и доступности информации в системе ювенальной юстиции;

запрета и предотвращения от всех форм насилия при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;

применения лишения свободы в качестве крайней меры с учетом ограничения срока;

предоставления несовершеннолетнему, лишенному свободы (включая заключенного под стражу), воспитательной, психологической, медицинской помощи для дальнейшей реабилитации и социальной реинтеграции;

соблюдения наилучших интересов несовершеннолетнего;

запрета на применение незаконного и необоснованного лишения свободы несовершеннолетнего;

применения альтернативных мер воздействия к несовершеннолетним, совершившим правонарушение;

запрета на применение пыток, жестокого, нечеловеческого или унизительного обращения или наказания в отношении несовершеннолетнего;

соблюдения условий конфиденциальности в деятельности системы ювенальной юстиции.

 

Статья 91. Материально-техническое и финансовое обеспечение системы ювенальной юстиции

 

1. Материально-техническое и финансовое обеспечение государственных органов, входящих в систему ювенальной юстиции, осуществляется за счет республиканского бюджета.

2. Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции органов местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета.

3. Правительство Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики обеспечивает органы и организации ювенальной юстиции организационными, финансовыми и информационными ресурсами, а также соответствующей методической базой.

4. Для привлечения внебюджетных средств финансирования в деятельности системы ювенальной юстиции могут использоваться механизмы социального заказа, государственных грантов и грантов международных и зарубежных организаций.

 

Статья 92. Подготовка кадров в системе ювенальной юстиции

 

1. Кадровое обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется на основе подготовки необходимых специалистов в государственной системе образования, а также в негосударственных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.

Должностные лица и специалисты государственных органов и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с системой ювенальной юстиции, обязаны иметь необходимую специальную или профессиональную подготовку в области ювенальной юстиции, которая учитывается при их назначении на должность, а также при прохождении аттестации и переаттестации.

Должностные лица и специалисты государственных органов и органов местного самоуправления, не имеющие необходимой подготовки либо не прошедшие аттестацию и переаттестацию по должности, связанной с деятельностью по ювенальной юстиции, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих знаний, квалификации и практического опыта.

2. Организации среднего, высшего профессионального образования, прошедшие государственную аттестацию (аккредитацию), в соответствии с профилем обучения, могут включать вопросы ювенальной юстиции в соответствующие дисциплины.

 

Статья 93. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

 

Система ювенальной юстиции в целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних осуществляет деятельность по предотвращению и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Порядок деятельности органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних определяется законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 94. Защита несовершеннолетнего правонарушителя, не достигшего возраста уголовной ответственности

 

1. При установлении факта совершения уголовного правонарушения несовершеннолетним, не достигшим возраста привлечения к уголовной ответственности, уполномоченный орган по защите детей устанавливает следующие обстоятельства:

1) причины и условия, которые способствовали совершению данного деяния;

2) степень социальной опасности совершенного деяния;

3) условия воспитания несовершеннолетнего;

4) наличие риска совершения несовершеннолетним повторного уголовного правонарушения, предусмотренного уголовным законодательством.

2. Органы внутренних дел совместно с уполномоченным органом по защите детей предпринимают меры по надзору над несовершеннолетним, совершившим уголовное правонарушение, при котором он остается в своей семье на условиях соблюдения определенных обязанностей, таких как:

1) регулярное посещение школы;

2) прохождение медицинского осмотра;

3) запрет на посещение определенных мест или общение с определенными лицами.

Указанный перечень обязанностей несовершеннолетнего не является исчерпывающим.

В случае если несовершеннолетний не может проживать в семье либо когда он не выполняет обязанностей, установленных в рамках надзора, уполномоченный орган по защите детей может принять решение о применении альтернативных мер воздействия к несовершеннолетнему.

3. В случае если несовершеннолетний, не достигший возраста уголовной ответственности, совершил деяние, представляющее высокую степень социальной опасности, а также если несовершеннолетий, к которому были применены меры, предусмотренные в части 2 настоящей статьи, совершил повторное правонарушение, то уполномоченный орган по защите детей направляет материалы в суд для решения вопроса об определении ребенка в специальное учебно-воспитательное учреждение.

4. Запрещается предавать огласке любую информацию относительно правонарушения, совершенного несовершеннолетним, не достигшим возраста уголовной ответственности, включая личные данные несовершеннолетнего.

5. В течение всего срока действия мер, применяемых к несовершеннолетнему, совершившему уголовное правонарушение, но не достигшему возраста уголовной ответственности, ему должны быть предоставлены услуги, направленные на оказание содействия в процессе его социальной реинтеграции в общество.

 

Статья 95. Применение альтернативных мер воздействия к несовершеннолетним

 

1. К лицам в возрасте до 18 лет, совершившим преступления небольшой тяжести и менее тяжкие преступления, могут применяться следующие альтернативные меры воздействия:

1) извинение перед потерпевшим;

2) возмещение материального вреда как в денежном выражении, так и отработкой суммы причиненного ущерба несовершеннолетним;

3) выполнение общественных работ;

4) внесение благотворительного взноса;

5) направление в специализированное лечебное учреждение на обследование и лечение;

6) направление и размещение в специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков.

2. Порядок применения альтернативных мер воздействия определяется законодательством Кыргызской Республики.

3. В отношении несовершеннолетнего одновременно могут быть применены несколько видов вышеуказанных мер.

4. В случае невыполнения несовершеннолетним альтернативных мер воздействия прокурор по ходатайству территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей вносит материалы дела в суд для возобновления рассмотрения уголовного дела в общем порядке.

 

Статья 96. Программы по отвлечению от правосудия

 

1. К лицам в возрасте до 18 лет, совершившим преступления небольшой тяжести и менее тяжкие преступления, прокурором или судом по предложению территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей могут применяться программы по отвлечению от правосудия. Программы отвлечения от правосудия по предложению уполномоченного органа по защите детей утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

2. Условия применения программы по отвлечению от правосудия:

1) признание вины несовершеннолетним обвиняемым;

2) согласие несовершеннолетнего или его законных представителей на прохождение программы по отвлечению от правосудия.

3. В случае невыполнения несовершеннолетним условий и требований программы по отвлечению от правосудия прокурор по ходатайству территориального подразделения уполномоченного органа по защите детей выносит решение о возобновлении рассмотрения уголовного дела в общем порядке.

 

Статья 97. Программы реабилитации и социальной реинтеграции для несовершеннолетних, отбывших наказание в воспитательной колонии

 

1. Территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей разрабатывает программы реабилитации и социальной реинтеграции для несовершеннолетних, отбывших наказание в воспитательной колонии, направленные на предотвращение совершения повторных правонарушений.

2. Порядок применения программ реабилитации и социальной реинтеграции для несовершеннолетних, отбывших наказание в воспитательной колонии, определяется Правительством Кыргызской Республики.

 

Глава 12. Особенности защиты детей, являющихся жертвой насилия или преступления

 

Статья 98. Меры, применяемые судом по защите несовершеннолетних потерпевших и свидетелей

 

1. В необходимых случаях суд вправе применить предусмотренные законодательством меры по защите прав и законных интересов по своей инициативе к несовершеннолетнему в качестве потерпевшего или свидетеля или по просьбе несовершеннолетнего, его законных представителей, или соответствующего учебного или воспитательного учреждения, в том числе дать письменное поручение органам внутренних дел принять все необходимые меры по обеспечению охраны жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества несовершеннолетнего, передать несовершеннолетнего под присмотр соответствующего учреждения или уполномоченного органа по защите детей или перевести несовершеннолетнего в другую семью. Суд сообщает в территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей и органы внутренних дел о любой назначенной мере по защите несовершеннолетних.

2. Расходы, связанные с назначенной мерой несовершеннолетнему, должны выплачиваться из республиканского бюджета и включаться в судебные расходы по уголовному делу и взыскиваться с лиц, причинивших своими действиями вред здоровью несовершеннолетнего или поставивших его жизнь в опасность.

 

Статья 99. Выявление детей, подвергшихся насилию

 

1. Родители, лица их заменяющие, органы и образовательные учреждения, их работники, на которых возложены функции по воспитанию детей, работники медицинских и иных учреждений в случае наличия (обнаружения) у ребенка признаков насилия обязаны сообщить об этом в правоохранительные органы и территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей для принятия соответствующих мер.

2. Лица, сокрывшие факт причинения насилия, несут установленную законодательством ответственность.

 

Статья 100. Государственная помощь, оказываемая детям, подвергшимся насилию

 

1. Ребенку, пострадавшему от насилия и (или) жестокого обращения, в обязательном порядке должна быть предоставлена медицинская, правовая, психологическая помощь, необходимая для восстановления его физического здоровья и психологического благополучия, а также его последующая реабилитация в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Лица, препятствующие в получении помощи, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, несут установленную законодательством ответственность.

 

Статья 101. Обязанность родителей, лиц, их заменяющих, и должностных лиц, ответственных за защиту детей от насилия и (или) жестокого обращения

 

1. Родители, лица, их заменяющие, и должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, медицинские учреждения, правоохранительные и иные уполномоченные органы обязаны принимать все необходимые меры к восстановлению физического здоровья и психологического благополучия детей, подвергшихся насилию или жестокому обращению, и по привлечению к ответственности виновных лиц.

2. Лица, ненадлежащее исполнение которыми своих должностных обязанностей повлекло дальнейшее нарушение прав ребенка, подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.

 

Статья 102. Защита ребенка, пострадавшего от насилия и жестокого обращения

 

1. В случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка, являющемуся жертвой насилия или преступления, лица, выявившие данное обстоятельство, обязаны обеспечить помещение несовершеннолетнего в безопасное место, определенное уполномоченным органом по защите детей.

Способы, методы, а также иная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по выяснению и установлению обстоятельств, в связи с которыми ребенок оказался жертвой насилия или преступления, должны отвечать наилучшим интересам ребенка.

2. Экспертизы и иные действия соответствующих органов, направленные на выяснение и установление обстоятельств, в связи с которыми ребенок оказался жертвой насилия или преступления, должны быть проведены не позднее 10 суток с момента поступления обращения по факту насилия или преступления в отношении несовершеннолетнего. При наличии исключительных обстоятельств данный срок может быть продлен прокурором или судом.

 

РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 103. О вступлении в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Кодекс вступает в силу со дня официального опубликования.

2. До приведения в соответствие с настоящим Кодексом других законов и нормативных правовых актов Кыргызской Республики законы и нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Кодексу.

 

Статья 104. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Кодексом

 

1. Признать утратившими силу:

Кодекс Кыргызской Республики о детях от 7 августа 2006 года № 151 (газета «Эркин Тоо» от 15 августа 2006 года № 60);

Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в Кодекс Кыргызской Республики о детях» от 27 апреля 2009 года № 132 (газета «Эркин Тоо» от 1 мая 2009 года № 31-32);

статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 29 декабря 2011 года № 255 (газета «Эркин Тоо» от 10 января 2012 года № 1).

2. Правительству Кыргызской Республики:

не позднее шестимесячного срока привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Кодексом;

внести предложения в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики о приведении законодательных актов в соответствие с положениями настоящего Кодекса.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

А. Атамбаев

 

гор. Бишкек

10 июля 2012 года № 100