Наши контакты     Новости     market@adviser.kg     +996 (312) 59-55-60, 91-03-76
  • Меню пользователя

  • Меню документа

    Инструменты
    Сохранить документ
    Распечатать
    Копировать в Word
    Показать комментарии
    Информация о документе
    Поиск по документу
    Язык документа
    Кыргызский
    Размер шрифта
    Увеличить текст
    Уменьшить текст
    Cвязи
    Корреспонденты
    Респонденты
    Сообщить об ошибке
  • Меню сайта

Страница 1 из 5 | Воздушный кодекс Кыргызской Республики от 6 августа 2015 года № 218

ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

О введении в действие настоящего Кодекса см.: Закон КР от 6 августа 2015 года № 219

Принят Жогорку Кенешем

Кыргызской Республики

 

29 июня 2015 года

 

Раздел I. Общая часть

Глава 1. Основные положения

 

(статьи 1 - 5)

Глава 2. Термины и определения

(статья 6)

Глава 3. Государственные органы в области гражданской авиации Кыргызской Республики

(статьи 7 - 13)

Раздел II. Воздушное пространство Кыргызской Республики и аэронавигационное обслуживание

Глава 4. Воздушное пространство Кыргызской Республики

 

 

(статьи 14 - 21)

Глава 5. Аэронавигационное обслуживание

(статьи 22 - 34)

Раздел III. Воздушные суда

Глава 6. Воздушные суда

 

(статьи 35 - 43)

Глава 7. Условия безопасной эксплуатации воздушного судна и его частей

(статьи 44 - 46)

Глава 8. Разработка, производство, ремонт, модификация и одобрение типа воздушного судна и его частей

(статьи 47 - 48)

Глава 9. Техническое обслуживание воздушного судна и его частей

(статьи 49 - 51)

Глава 10. Летная годность воздушного судна

(статьи 52 - 54)

Раздел IV. Безопасность полетов и авиационная безопасность

Глава 11. Безопасность полетов

(статьи 55 - 61)

Глава 12. Авиационная безопасность

(статьи 62 - 65)

Глава 13. Аудит и инспекция

(статьи 66 - 71)

Раздел V. Авиационный персонал гражданской авиации Кыргызской Республики

Глава 14. Авиационный персонал гражданской авиации Кыргызской Республики

 

(статьи 72 - 83)

Глава 15. Командир воздушного судна

(статьи 84 - 85)

Раздел VI. Аэродромы и аэропорты

Глава 16. Аэродромы и аэропорты

 

(статьи 86 - 109)

Глава 17. Защита от авиационного шума и эмиссии авиационных двигателей

(статьи 110 - 111)

Раздел VII. Расследование авиационных происшествий и инцидентов. Поиск и спасание

Глава 18. Расследование авиационных происшествий и инцидентов

(статьи 112 - 120)

Глава 19. Поиск и спасание

(статьи 121 - 128)

Раздел VIII. Коммерческий авиатранспорт. Ответственность в области воздушных перевозок

Глава 20. Коммерческий авиатранспорт и другая авиационная деятельность

(статьи 129 - 149)

Глава 21. Ответственность в области воздушных перевозок

(статьи 150 - 166)

Глава 22. Ответственность за нарушение воздушного законодательства

(статья 167)

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Суверенитет

 

Кыргызская Республика обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Кыргызской Республики. Воздушное пространство Кыргызской Республики означает пространство над территорией Кыргызской Республики.

 

Статья 2. Цели Воздушного кодекса Кыргызской Республики

 

1. Воздушный кодекс Кыргызской Республики (далее - Кодекс) устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Кыргызской Республики и деятельности в области гражданской авиации в целях обеспечения потребностей населения Кыргызской Республики в безопасных воздушных перевозках.

2. Целью государственного регулирования и надзора за деятельностью в области гражданской авиации и использования воздушного пространства Кыргызской Республики является обеспечение безопасных воздушных перевозок и авиационных работ.

 

Статья 3. Воздушное законодательство Кыргызской Республики

 

1. Воздушное законодательство Кыргызской Республики основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Кодекса, законов, Авиационных правил и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Авиационными правилами Кыргызской Республики являются нормативные правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие деятельность гражданской авиации в Кыргызской Республике, принимаемые Правительством Кыргызской Республики в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.

 

Статья 4. Сфера действия

 

1. Положения настоящего Кодекса распространяются на все виды деятельности в области гражданской авиации, осуществляемые в пределах территории и воздушного пространства Кыргызской Республики:

1) воздушными судами, включенными в Государственный реестр гражданских воздушных судов Кыргызской Республики (далее - реестр воздушных судов Кыргызской Республики);

2) иностранными воздушными судами, деятельность которых предусмотрена вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Положения настоящего Кодекса применяются к воздушным судам Кыргызской Республики на территории и в воздушном пространстве иностранных государств, если иное не предусмотрено воздушным законодательством государства пребывания.

3. Положения настоящего Кодекса применяются также к государственной авиации в той мере, в которой это не урегулировано специальными законами Кыргызской Республики.

Статья 5. Виды авиации

1. Авиация подразделяется на государственную и гражданскую.

2. Государственная авиация предназначена для осуществления государственной деятельности в целях национальной и экономической безопасности государства, защиты суверенитета, обороны, безопасности населения, охраны конституционного строя и общественного порядка.

3. Гражданская авиация подразделяется на коммерческую авиацию и авиацию общего назначения.

4. Коммерческая авиация используется в коммерческих целях (за плату и по найму) для перевозки пассажиров, груза, багажа, почты и выполнения авиационных работ.

5. Авиация общего назначения используется в некоммерческих целях для удовлетворения личных потребностей физических и юридических лиц.

 

ГЛАВА 2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Статья 6. Термины и определения, используемые в настоящем Кодексе

 

1) авиакомпания - юридическое лицо, имеющее сертификат эксплуатанта воздушных судов;

2) авиационная метеорологическая станция - станция, предназначенная для проведения наблюдений и составления метеорологических сводок, подлежащих использованию для полетов;

3) авиационные работы - полеты воздушных судов, планеров, дельтапланов, воздушных шаров и других летательных аппаратов, которые используются для обеспечения специализированных видов обслуживания в таких областях, как сельское хозяйство, строительство, фотографирование, топографическая съемка, воздушная реклама, наблюдение и патрулирование, поиск и спасание, репортажи с воздуха, прыжки с парашютом, перевозка грузов на внешней подвеске и других подобных видов обслуживания;

4) акты незаконного вмешательства - действия или попытки их совершения, создающие угрозу безопасности воздушного транспорта и гражданской авиации Кыргызской Республики;

5) аэродромная метеорологическая служба - служба, предназначенная для обеспечения метеорологического обслуживания полетов;

6) аэронавигационная информация - информация, полученная в результате сбора, анализа и обработки данных для целей обеспечения полетов воздушных судов, обслуживания воздушного движения и управления воздушным движением;

7) аэронавигационное обслуживание - комплексное обслуживание, связанное с обслуживанием воздушного движения, эксплуатацией радиотехнического оборудования и средств связи, метеорологическим обеспечением, аварийным оповещением и предоставлением аэронавигационной информации;

8) аэродром - определенный участок земной или водной поверхности (включая любые здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов;

9) аэропорт - комплекс, включающий в себя аэродром, аэровокзал и сооружения, предназначенный для приема и отправки пассажиров, багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, экипажей и имеющий для этих целей необходимое оборудование и персонал;

10) беспилотное воздушное судно - летательный аппарат без пилота и без экипажа на борту с внешним управлением полета, с взлетной массой не более 10 килограммов и высотой полета не более 100 метров над земной или водной поверхностью;

11) бортовые припасы - включают проданные или непроданные товары, предназначенные для потребления пассажирами и экипажем на борту воздушного судна, и товары, необходимые для эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна, включая топливо и смазочные материалы;

12) вертодром - аэродром или определенный участок поверхности на сооружении, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения вертолетов по этой поверхности;

13) вертолет - воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся в вертикальном положении;

14) воздушные перевозки - деятельность физических или юридических лиц по перевозке пассажиров, багажа, груза или почты;

15) воздушное судно - любой летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной или водной поверхности;

16) государственная авиация - авиация, находящаяся в ведении уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики и используемая для осуществления государственной деятельности в целях национальной и экономической безопасности государства, защиты суверенитета, обороны, безопасности населения, охраны конституционного строя и общественного порядка;

17) государственные воздушные суда - воздушные суда, не включенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Кыргызской Республики, состоящие на учете или включенные в реестры воздушных судов государственных органов Кыргызской Республики;

18) досмотр - процедура применения технических или других средств, предназначенных для идентификации и (или) обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, предметов и веществ, которые могут использоваться для осуществления акта незаконного вмешательства;

19) иностранное воздушное судно - воздушное судно, зарегистрированное в реестре воздушных судов иностранного государства;

20) иностранный эксплуатант воздушного судна - лицо, имеющее действующий сертификат эксплуатанта воздушных судов, выданный иностранным государством;

21) легкое воздушное судно - воздушное судно с максимальной сертифицированной взлетной массой свыше 750 килограммов и до 5700 килограммов, включая вертолет с максимальной сертифицированной взлетной массой менее 3175 килограммов;

22) летательный аппарат - устройство для управляемого полета в атмосфере или космическом пространстве;

23) Международная организация гражданской авиации - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, устанавливающее международные нормы и стандарты, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения;

24) международный аэропорт - аэропорт, осуществляющий международные воздушные перевозки, в котором обеспечивается таможенный, пограничный, санитарно-карантинный контроль и иные виды контроля за передвижением пассажиров, багажа, груза и почты;

25) международный полет - полет воздушного судна Кыргызской Республики, при котором данное воздушное судно пересекает государственную границу;

26) организация гражданской авиации - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, осуществляющее деятельность в области гражданской авиации Кыргызской Республики;

27) пассажир - физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки с перевозчиком, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна;

28) перевозчик (эксплуатант воздушного судна) - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, занимающееся эксплуатацией воздушных судов и имеющее действующий сертификат эксплуатанта воздушных судов;

29) перевозочные документы - билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, а также документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные Авиационными правилами Кыргызской Республики;

30) перронная инспекция - инспектирование воздушных судов национальных и иностранных эксплуатантов, включая воздушные суда авиации общего назначения, на перроне гражданских аэродромов Кыргызской Республики в соответствии со статьями 11, 12 и 16 Конвенции о Международной гражданской авиации и настоящим Кодексом с целью проверки выполнения международных и действующих в Кыргызской Республике норм по обеспечению безопасности полетов, летной годности воздушных судов, в том числе иностранных, и действительности свидетельств авиационного персонала, в том числе иностранного, выполняющих полеты на гражданские аэродромы Кыргызской Республики;

31) площадь маневрирования - часть аэродрома, исключая перроны, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушного судна;

32) пользователи воздушного пространства - физические и юридические лица Кыргызской Республики, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства Кыргызской Республики;

33) посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

34) поставщик аэронавигационного обслуживания - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, имеющее структуру, персонал, технические средства и сертификат на предоставление услуг по обслуживанию воздушного движения;

35) Правительственная программа безопасности полетов гражданской авиации Кыргызской Республики (далее - Правительственная программа безопасности полетов) - единый комплекс правил и видов деятельности, нацеленных на повышение безопасности полетов гражданской авиации, утверждаемых Правительством Кыргызской Республики;

36) Правительственная программа развития гражданской авиации Кыргызской Республики - программа развития гражданской авиации, утверждаемая Правительством Кыргызской Республики, разрабатываемая государственным органом, реализующим государственную политику в области гражданской авиации Кыргызской Республики;

37) рабочая площадь аэродрома - часть аэродрома, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушного судна, состоящая из площади маневрирования и перрона;

38) самодельное воздушное судно - воздушное судно любительской конструкции, изготовленное самостоятельно, взлетная масса которого не превышает 750 килограммов, соответствующее минимальным требованиям летной годности, установленным Авиационными правилами Кыргызской Республики, и не предназначенное для коммерческих перевозок;

39) самолет - воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета;

40) сборник аэронавигационной информации - отдельное печатное или электронное издание, содержащее долгосрочную аэронавигационную информацию Кыргызской Республики, которая имеет важное значение для аэронавигации, опубликованное государственным органом по регулированию и надзору в области гражданской авиации;

41) сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно с максимальной сертифицированной взлетной массой 750 килограммов и менее;

42) сертификат типа - документ, выданный государством-разработчиком воздушного судна для определения конструкции типа воздушного судна и подтверждения того, что данная конструкция отвечает соответствующим нормам летной годности государства-разработчика;

43) сертификация - процедура официальной оценки и подтверждения органом гражданской авиации соответствия организации гражданской авиации или авиационного персонала гражданской авиации установленным требованиям Авиационных правил Кыргызской Республики с целью обеспечения безопасности полетов;

44) служба авиационной безопасности - система органов безопасности организаций гражданской авиации, обеспечивающая предотвращение актов незаконного вмешательства в области гражданской авиации;

45) техническое обслуживание воздушного судна - проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения летной годности воздушного судна, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранение дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации или ремонта воздушного судна;

46) топливозаправочная организация - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, осуществляющее деятельность по авиатопливообеспечению в аэропорту или на аэродроме Кыргызской Республики, имеющее соответствующее оборудование, техническое оснащение и персонал для предоставления комплекса услуг по авиатопливообеспечению воздушных перевозок и сертификат на осуществление такой деятельности;

47) эксплуатант аэродрома - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, сертифицированное государственным органом по регулированию и надзору в области гражданской авиации, обеспечивающее эксплуатационную пригодность аэродрома к полетам и имеющее сертификат годности аэродрома;

48) эксплуатант аэропорта - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, сертифицированное государственным органом по регулированию и надзору в области гражданской авиации, обеспечивающее в аэропорту организацию наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров, экипажей, багажа, груза и почты и имеющее для этих целей соответствующее оборудование, технику и персонал.

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Статья 7. Государственные органы в области гражданской авиации Кыргызской Республики

 

В соответствии с настоящим Кодексом государственными органами в области гражданской авиации Кыргызской Республики являются:

1) уполномоченный Правительством Кыргызской Республики государственный орган, реализующий государственную политику в области гражданской авиации (далее - орган, реализующий государственную политику в области гражданской авиации);

2) уполномоченный Правительством Кыргызской Республики государственный орган по регулированию и надзору в области гражданской авиации (далее - орган гражданской авиации);

3) уполномоченный Правительством Кыргызской Республики государственный орган по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (далее - орган по расследованию).

 

Статья 8. Уполномоченный Правительством Кыргызской Республики государственный орган, реализующий государственную политику в области гражданской авиации

 

Уполномоченный Правительством Кыргызской Республики государственный орган, реализующий государственную политику в области гражданской авиации, осуществляет следующие функции:

1) реализует государственную политику в области гражданской авиации в рамках законодательства Кыргызской Республики и вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров в области воздушного транспорта, участницей которых является Кыргызская Республика;

2) разрабатывает проект Правительственной программы развития гражданской авиации Кыргызской Республики совместно с органом гражданской авиации и организациями гражданской авиации Кыргызской Республики;

3) представляет Кыргызскую Республику в отношениях с международными организациями в области гражданской авиации, а также обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Кыргызской Республики в области гражданской авиации;

4) ведет переговоры, подписывает двусторонние и многосторонние соглашения в области гражданской авиации.

 

Статья 9. Орган гражданской авиации

 

1. Орган гражданской авиации осуществляет государственное регулирование и надзор в области гражданской авиации. Орган гражданской авиации является юридическим лицом.

2. Орган гражданской авиации осуществляет деятельность в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, положением об органе гражданской авиации, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

3. Орган гражданской авиации действует в пределах своих полномочий и отчитывается перед органом, реализующим государственную политику в области гражданской авиации. Орган гражданской авиации ежегодно представляет на утверждение органу, реализующему государственную политику в области гражданской авиации, план работы и проект бюджета на календарный год.

4. В сферу компетенции органа гражданской авиации входят решение вопросов, касающихся безопасности полетов и воздушного движения, а также выполнение других функций и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

5. Орган гражданской авиации по согласованию с органом, реализующим государственную политику в области гражданской авиации, представляет Кыргызскую Республику в отношениях с Международной организацией гражданской авиации и другими международными организациями в области гражданской авиации, а также обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

6. Орган гражданской авиации ведет переговоры, подписывает двусторонние и многосторонние соглашения в отношении установления регулярного международного воздушного сообщения и других аспектов деятельности гражданской авиации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и делегированными Правительством Кыргызской Республики и органом, реализующим государственную политику в области гражданской авиации, на это полномочиями и обеспечивает их надлежащее исполнение.

 

Статья 10. Полномочия органа гражданской авиации

 

1. Функциями и обязанностями органа гражданской авиации являются:

1) регулирование и надзор в области гражданской авиации, соблюдение требований воздушного законодательства Кыргызской Республики по обеспечению безопасности полетов воздушных судов;

2) разработка и реализация Правительственной программы безопасности полетов;

3) разработка Авиационных правил и иных нормативных правовых актов в области гражданской авиации таким образом, чтобы обеспечить их максимальное единообразие со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации, принимаемыми в соответствии со статьей 37 Конвенции о международной гражданской авиации. В случае когда невозможно обеспечить единообразие авиационных правил и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области гражданской авиации со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации, орган гражданской авиации в соответствии со статьей 38 Конвенции о международной гражданской авиации уведомляет Международную организацию гражданской авиации о различиях между законодательством Кыргызской Республики и нормами, которые установлены международными стандартами в области гражданской авиации;

4) выдача, признание, продление, внесение изменений, приостановление действия или аннулирование сертификатов, разрешений, свидетельств, квалификационных отметок, а также рассмотрение соответствующих заявлений и выдача заключений;

5) ведение государственных реестров, перечней и учетов, предусмотренных настоящим Кодексом;

6) утверждение учебных программ подготовки авиационного персонала гражданской авиации Кыргызской Республики;

7) издание сборника аэронавигационной информации Кыргызской Республики и утверждение перечня воздушных трасс и воздушных линий Кыргызской Республики;

8) выдача разрешений на использование воздушного пространства Кыргызской Республики;

9) сбор, анализ и распространение статистических данных, отчетов, документов и других сведений об авиационных технологиях, эксплуатации воздушных судов, аэродромах и авиационном персонале гражданской авиации Кыргызской Республики;

10) содействие государственным органам в области охраны и защиты окружающей среды от вредного воздействия воздушного транспорта;

11) согласование тарифов, взимаемых за аэронавигационное обслуживание и обслуживание в аэропортах и аэродромах Кыргызской Республики;

12) создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в область развития гражданской авиации Кыргызской Республики;

13) разработка и внедрение рекомендаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте Кыргызской Республики;

14) предоставление организациям гражданской авиации освобождений от выполнения требований, установленных Авиационными правилами Кыргызской Республики, которые не повлияют на обеспечение безопасности полетов. Порядок выдачи соответствующих освобождений определяется Авиационными правилами Кыргызской Республики;

15) осуществление надзора за соблюдением положений Правительственной программы безопасности полетов и нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области гражданской авиации;

16) надзор за летной и технической эксплуатацией воздушных судов организациями гражданской авиации, авиационными учебными заведениями и центрами Кыргызской Республики;

17) проведение аудита и инспекции обеспечения безопасности полетов в организациях гражданской авиации Кыргызской Республики;

18) проведение перронных инспекций национальных и иностранных гражданских воздушных судов в аэропортах Кыргызской Республики.

2. В рамках полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом, орган гражданской авиации выдает предписания организациям и авиационному персоналу гражданской авиации Кыргызской Республики по безопасности полетов.

3. Ответственность за регулирование и надзор за обеспечением безопасности полетов государственных воздушных судов возлагается на государственные органы Кыргызской Республики и ведомства, в ведении которых находятся данные государственные воздушные суда.

 

Статья 11. Виды сертификации и регистрации, осуществляемые органом гражданской авиации

 

1. Орган гражданской авиации осуществляет следующие виды сертификации и регистрации:

1) сертификация гражданских воздушных судов Кыргызской Республики и их частей, включая проведение необходимых проверок технических и эксплуатационных условий воздушных судов;

2) регистрация гражданских воздушных судов Кыргызской Республики и ведение реестра воздушных судов Кыргызской Республики;

3) сертификация гражданских аэродромов и вертодромов Кыргызской Республики. При проведении сертификации аэродромов совместного базирования сертифицируется та часть аэродрома, которая относится к гражданской авиации Кыргызской Республики;

4) регистрация гражданских аэродромов и вертодромов Кыргызской Республики, ведение Государственного реестра гражданских аэродромов и вертодромов Кыргызской Республики (далее - реестр аэродромов и вертодромов Кыргызской Республики);

5) сертификация и регистрация эксплуатантов воздушных судов, топливозаправочных организаций, поставщиков аэронавигационного обслуживания, организаций технического обслуживания воздушных судов, поставщиков услуг по наземному обслуживанию, авиационных учебных заведений и центров и других организаций гражданской авиации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов Кыргызской Республики и авиационной безопасности;

6) сертификация и регистрация авиационного персонала гражданской авиации Кыргызской Республики, ведение Государственного реестра учета выдачи свидетельств авиационного персонала гражданской авиации Кыргызской Республики.

2. Выдача, признание, продление, внесение изменений, приостановление действия или аннулирование соответствующих разрешений, сертификатов, свидетельств, заключений производятся в порядке, предусмотренном Авиационными правилами Кыргызской Республики.

 

Статья 12. Финансирование органа гражданской авиации

 

1. Финансирование органа гражданской авиации осуществляется за счет средств:

1) государственного бюджета;

2) специальных средств, взимаемых с организаций гражданской авиации Кыргызской Республики за проведение процедуры сертификации, выдачу, продление или внесение изменений в сертификаты, разрешения, свидетельства, а также за рассмотрение соответствующих заявлений и выдачу заключений;

3) специальных средств, взимаемых с эксплуатантов воздушных судов в размере одного расчетного показателя за каждую тонну максимальной взлетной массы воздушного судна за каждое отправление с аэродрома при выполнении международных коммерческих воздушных перевозок;

4) специальных средств, взимаемых с эксплуатантов аэропортов в размере одного расчетного показателя за каждого отправленного пассажира при выполнении международных коммерческих воздушных перевозок с аэродрома Кыргызской Республики;

5) специальных средств, взимаемых с поставщика аэронавигационных услуг в размере 0,5 расчетного показателя за каждую тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, отдельно за взлет и посадку воздушного судна, при выполнении международных коммерческих воздушных перевозок с аэродрома Кыргызской Республики;

6) специальных средств, взимаемых с топливозаправочных организаций в размере трех расчетных показателей за каждую тонну заправляемого топлива при выполнении международных коммерческих воздушных перевозок.

2. Порядок взимания и расходования специальных средств, указанных в пунктах 2 - 6 настоящей статьи, определяется Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 13. Орган по расследованию

 

1. Орган по расследованию осуществляет расследование авиационных происшествий и инцидентов в интересах безопасности полетов, а также другую деятельность в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, положением об органе по расследованию, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Орган по расследованию является юридическим лицом и финансируется из государственного бюджета.

3. Орган по расследованию отчитывается перед органом, реализующим государственную политику в области гражданской авиации, в установленном порядке.

4. В функции и обязанности органа по расследованию входят:

1) расследование авиационных происшествий и инцидентов на территории Кыргызской Республики;

2) участие в расследовании авиационных происшествий и инцидентов, имевших место на территории других государств с воздушными судами, зарегистрированными в Кыргызской Республике;

3) разработка рекомендаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте Кыргызской Республики.

5. Орган по расследованию может сотрудничать с другими государствами в целях проведения расследований авиационных происшествий и инцидентов.

6. Правительство Кыргызской Республики вправе передать функции по расследованию авиационных происшествий и инцидентов другому государству или международной организации в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

 

РАЗДЕЛ II. ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И АЭРОНАВИГАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

ГЛАВА 4. ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Статья 14. Приоритеты при использовании воздушного пространства Кыргызской Республики

 

1. Все пользователи воздушного пространства Кыргызской Республики обладают равными правами на его использование.

2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства Кыргызской Республики право на его использование предоставляется пользователям воздушного пространства в следующей последовательности:

1) санкционированные военные операции в воздушном пространстве Кыргызской Республики в интересах государства;

2) проведение поисково-спасательных работ, оказание помощи при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях и других чрезвычайных ситуациях и обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей;

3) мероприятия по предотвращению нарушений правил использования воздушного пространства Кыргызской Республики;

4) выполнение специальных полетов, осуществляемых в соответствии с решениями Правительства Кыргызской Республики, включая выполнение особо важных полетов;

5) выполнение полетов, связанных с военными перевозками в интересах Кыргызской Республики;

6) выполнение регулярных воздушных перевозок на гражданских воздушных судах с пассажирами на борту;

7) выполнение регулярных воздушных перевозок на гражданских воздушных судах с грузом или почтой на борту;

8) выполнение нерегулярных воздушных перевозок на гражданских воздушных судах с пассажирами на борту;

9) выполнение нерегулярных воздушных перевозок на гражданских воздушных судах с грузом или почтой на борту;

10) выполнение полетов государственных воздушных судов;

11) выполнение авиационных работ и других полетов (личные, учебно-тренировочные, спортивные и другие).

 

Статья 15. Производство полетов и использование воздушного пространства

 

Производство полетов воздушных судов, беспилотных воздушных судов, пуски ракет, стрельбы, взрывные работы и другие виды деятельности, связанные с использованием воздушного пространства Кыргызской Республики, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, Авиационными правилами и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 

Статья 16. Запреты или ограничения использования воздушного пространства Кыргызской Республики

 

1. В интересах общественной и государственной безопасности в воздушном пространстве Кыргызской Республики по решению уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в области обороны полеты воздушных судов в определенных районах на территории Кыргызской Республики могут быть ограничены или запрещены.

2. В интересах общественной и государственной безопасности, а также в целях обеспечения безопасности полетов по решению Правительства Кыргызской Республики полеты воздушных судов над всей территорией Кыргызской Республики могут быть временно ограничены или запрещены.

3. Границы, расположение и период действия запретных или ограниченных для полетов зон наносятся на аэронавигационные карты и публикуются в сборнике аэронавигационной информации, а в случаях, когда это невозможно, доводятся до пользователей воздушного пространства Кыргызской Республики средствами аэронавигационной информации.

 

Статья 17. Воздушные трассы и маршруты обслуживания воздушного движения

 

Требования к характеристикам воздушных трасс и маршрутам обслуживания воздушного движения, средствам связи и аэронавигации, которые используются при выполнении полетов по данным воздушным трассам, устанавливаются Авиационными правилами Кыргызской Республики и публикуются в сборнике аэронавигационной информации.

 

Статья 18. Структура воздушного пространства и порядок его использования

 

Структура и классификация воздушного пространства Кыргызской Республики устанавливаются Авиационными правилами Кыргызской Республики и публикуются в сборнике аэронавигационной информации. В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства Кыргызской Республики устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства Кыргызской Республики.

 

Статья 19. Воздушное судно-нарушитель

 

1. Воздушное судно, пересекшее государственную границу Кыргызской Республики без соответствующего разрешения органа гражданской авиации и (или) уполномоченных государственных органов в области обороны Кыргызской Республики, а также воздушное судно, вторгшееся в запретную зону, зону ограничения полетов или нарушившее правила пересечения государственной границы Кыргызской Республики, признается воздушным судном-нарушителем и принуждается к посадке в случае неподчинения требованиям уполномоченных государственных органов в области обороны Кыргызской Республики и органов обслуживания воздушного движения.

2. Воздушное судно-нарушитель, получившее распоряжение о посадке, должно произвести посадку в указанном ему месте. После посадки и выяснения причин нарушения разрешение на дальнейшее выполнение полета воздушному судну-нарушителю выдается в установленном порядке уполномоченным государственным органом в области обороны Кыргызской Республики и органом обслуживания воздушного движения.

3. Расходы, связанные с пресечением нарушения порядка использования воздушного пространства Кыргызской Республики, возмещаются владельцем воздушного судна-нарушителя.

 

Статья 20. Полеты над населенными пунктами

 

Полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей произвести безопасную посадку за пределами населенных пунктов в случае неисправности воздушного судна или на специально предусмотренных для этих целей посадочных площадках в пределах населенных пунктов.

 

Статья 21. Беспилотные воздушные суда

 

1. Беспилотные воздушные суда выполняют полеты над территорией Кыргызской Республики на основании разрешения органа гражданской авиации.

2. Правила полетов беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве Кыргызской Республики совместно с пилотируемыми воздушными судами определяются Авиационными правилами Кыргызской Республики.

 

ГЛАВА 5. АЭРОНАВИГАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

Статья 22. Предоставление аэронавигационного обслуживания

 

1. Аэронавигационное обслуживание предоставляется всем пользователям воздушного пространства Кыргызской Республики для обеспечения безопасного и эффективного воздушного движения.

2. Аэронавигационное обслуживание предоставляется поставщиком аэронавигационного обслуживания. Процедура сертификации поставщика аэронавигационного обслуживания устанавливается Авиационными правилами Кыргызской Республики.

 

Статья 23. Виды аэронавигационного обслуживания

 

1. Аэронавигационное обслуживание включает в себя:

1) обслуживание воздушного движения;

2) услуги по связи, навигации и наблюдению;

3) метеорологическое обслуживание;

4) службы аэронавигационной информации и аварийного оповещения.

2. Обслуживание воздушного движения подразделяется на:

1) диспетчерское обслуживание воздушного движения;

2) полетно-информационное обслуживание;

3) аварийное оповещение и консультативное обслуживание.

 

Статья 24. Полномочия органа обслуживания воздушного движения

 

Функции и обязанности органа обслуживания воздушного движения:

1) обслуживание воздушного движения;

2) организация и обеспечение безопасного, регулярного и эффективного использования воздушного пространства Кыргызской Республики;

3) взаимодействие с органами обслуживания воздушного движения государственных воздушных судов и другими юридическими и физическими лицами по вопросам использования воздушного пространства Кыргызской Республики;

4) установление совместно с органом гражданской авиации и уполномоченными государственными органами Кыргызской Республики в области обороны запретов и ограничений в воздушном пространстве, порядка производства полетов или использования воздушного пространства Кыргызской Республики, а также своевременное информирование пользователей воздушного пространства о данных запретах и ограничениях;

5) оказание содействия уполномоченным государственным органам в области обороны в предотвращении и прекращении нарушений государственной границы Кыргызской Республики и других нарушений установленного порядка производства полетов;

6) выдача разрешений на производство полетов воздушных судов;

7) выдача разрешений на осуществление других видов использования воздушного пространства Кыргызской Республики в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и Авиационных правил Кыргызской Республики;

8) выполнение функций и обязанностей, которые могут быть возложены Правительством Кыргызской Республики на орган обслуживания воздушного движения в целях обслуживания воздушного движения и организации использования воздушного пространства Кыргызской Республики.

 

Статья 25. Диспетчерское обслуживание

 

1. Диспетчерское обслуживание включает процедуры и мероприятия, выполняемые для предотвращения столкновений воздушных судов в полете и препятствий на площади маневрирования аэродромов, регулирования воздушного движения, опознавания воздушных судов и летательных объектов, координации с органами управления воздушного движения других государств, а также оповещения и инициирования поисково-спасательных мероприятий.

2. Порядок диспетчерского обслуживания устанавливается Авиационными правилами Кыргызской Республики.

 

Статья 26. Полетно-информационное обслуживание

 

1. Полетно-информационное обслуживание включает в себя предоставление консультаций и информации, необходимых для безопасного выполнения полетов, в частности, информации, касающейся состояния аэродрома, метеорологической информации, радио- и навигационных систем и другой информации, необходимой для осуществления полетов.

2. Порядок предоставления полетно-информационного обслуживания устанавливается Авиационными правилами Кыргызской Республики.

 

Статья 27. Аварийное оповещение

 

1. Аварийное оповещение предоставляется для уведомления соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в поисково-спасательной помощи, и оказания необходимого содействия таким организациям.

2. Порядок предоставления аварийного оповещения устанавливается Авиационными правилами Кыргызской Республики.

 

Статья 28. Радиотехническое обеспечение полетов

 

1. Поставщик аэронавигационного обслуживания предоставляет услуги связи, наблюдения и навигации в соответствии с требованиями Авиационных правил Кыргызской Республики.

2. Предоставление каналов связи для использования в гражданской авиации осуществляется соответствующим государственным органом, уполномоченным Правительством Кыргызской Республики в области связи.