Наши контакты     Новости     market@adviser.kg     +996 (312) 59-55-60, 91-03-76
  • Меню пользователя

  • Меню документа

    Инструменты
    Сохранить документ
    Распечатать
    Копировать в Word
    Показать комментарии
    Информация о документе
    Поиск по документу
    Язык документа
    Кыргызский
    Размер шрифта
    Увеличить текст
    Уменьшить текст
    Cвязи
    Корреспонденты
    Респонденты
    Сообщить об ошибке
  • Меню сайта

Страница 1 из 6 | Бюджетный кодекс от 16 мая 2016 года № 59

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

О введении в действие настоящего Кодекса см.: Закон КР от 16 мая 2016 года № 59

Принят Жогорку Кенешем

Кыргызской Республики

 

6 апреля 2016 года

 

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные понятия и правовые основы Бюджетного кодекса Кыргызской Республики

(статьи 1 - 5)

Раздел II. Бюджетная система Кыргызской Республики

Глава 2. Общие положения

(статьи 6 - 8)

Глава 3. Бюджетная система Кыргызской Республики

(статьи 9 - 15)

Раздел III. Структура республиканского и местных бюджетов

Глава 4. Структура бюджетов

(статьи 16 - 27)

Раздел IV. Бюджетные инвестиции

Глава 5. Бюджетные инвестиции

(статьи 28 - 35)

Раздел V. Структура бюджетов социального фонда и фонда обязательного медицинского страхования

Глава 6. Структура бюджета Социального фонда

(статьи 36 - 39)

Глава 7. Структура Фонда обязательного медицинского страхования

(статьи 40 - 43)

Раздел VI. Межбюджетные отношения

Глава 8. Общие положения и принципы межбюджетных отношений

(статьи 44 - 45)

Глава 9. Распределение доходов между республиканским и местными бюджетами

(статьи 46 - 48)

Глава 10. Распределение расходных обязательств между Правительством и органами местного самоуправления

(статьи 49 - 52)

Глава 11. Инструменты межбюджетного регулирования

(статьи 53 - 56)

Глава 12. Бюджетные ссуды

(статья 57)

Раздел VII. Государственный и муниципальный долг

Глава 13. Заимствование Правительством

(статьи 58 - 64)

Глава 14. Заимствование органами местного самоуправления

(статьи 65 - 67)

Раздел VIII. Полномочия участников бюджетного процесса

Глава 15. Полномочия государственных органов

(статьи 68 - 77)

Глава 16. Полномочия органов местного самоуправления

(статьи 78 - 79)

Раздел IX. Бюджетный процесс

Глава 17. Основы бюджетного процесса

(статьи 80 - 81)

Глава 18. Основные направления фискальной политики и программы развития территорий

(статьи 82 - 88)

Глава 19. Формирование проектов бюджетов

(статьи 89 - 95)

Глава 20. Рассмотрение и утверждение бюджетов

(статьи 96 - 102)

Глава 21. Исполнение бюджетов

(статьи 103 - 115)

Глава 22. Учет и отчетность

(статьи 116 - 119)

Глава 23. Государственный внутренний финансовый контроль и аудит

(статьи 120 - 124)

Глава 24. Гласность и прозрачность бюджета и бюджетного процесса

(статьи 125 - 127)

Глава 25. Ответственность за нарушение финансовой дисциплины

(статьи 128 - 131)

Раздел X. Заключительные положения

Глава 26. Заключительные положения

(статья 132)

 

Настоящий Кодекс устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в сфере управления государственными финансами в процессе формирования, рассмотрения, утверждения, уточнения и исполнения республиканского, местных бюджетов, бюджетов Социального фонда Кыргызской Республики (далее - Социальный фонд) и Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Фонд обязательного медицинского страхования), устанавливает статус участников бюджетного процесса, определяет правовую основу ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Статья 1. Бюджетные правоотношения

 

К бюджетным правоотношениям относятся:

1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) отношения, возникающие между участниками бюджетного процесса в процессе формирования и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, уточнения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, ведения учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

 

Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

 

1. В настоящем Кодексе применяются следующие термины и понятия:

1) администратор ресурсов бюджета - государственный орган или орган местного самоуправления, а также его структурное, подведомственное подразделение, осуществляющее одну или совокупность функций по начислению, сбору, учету и контролю правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых, неналоговых доходов (ресурсов) бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики;

2) активы - имущественные и неимущественные блага и права, имеющие ценовую стоимость, полученные в государственную, муниципальную собственность в результате операций прошлых периодов;

3) бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

4) бюджетная резолюция - основные направления бюджетной политики на среднесрочный период и приоритеты государственного бюджета, определяемые Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш), являющиеся ориентиром для Правительства Кыргызской Республики (далее - Правительство) при разработке им проекта республиканского бюджета;

5) бюджетная система - система отношений, регламентируемая нормами права, возникающих в ходе осуществления бюджетного процесса, а также основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Кыргызской Республики совокупность республиканского и местных бюджетов, бюджетов Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования;

6) бюджетная смета - документ, определяющий объем доходов и расходов бюджетного учреждения в соответствии с бюджетной классификацией с поквартальной разбивкой;

7) бюджетное обязательство - обязанность получателя бюджетных средств обеспечить выполнение определенных задач в соответствии с нормативными правовыми актами о бюджете, договором или соглашением;

8) бюджетное учреждение - это государственный орган, орган местного самоуправления или учреждение, созданное государственным органом или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется за счет средств соответствующего бюджета;

9) бюджетные ассигнования - денежные средства, предусмотренные бюджетом на соответствующий год для исполнения бюджетных обязательств согласно его распределению;

10) бюджетный кредит - денежные средства, выделяемые из республиканского бюджета и местного бюджета получателям бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности;

11) бюджетный процесс - регламентированная законодательством Кыргызской Республики деятельность по формированию и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению, уточнению и исполнению бюджетов, ведению учета и составлению отчетности, финансовому управлению и контролю;

12) главный распорядитель бюджетных средств - государственный орган или орган местного самоуправления, определенный нормативным правовым актом о бюджете, наделенный полномочиями по распределению бюджетных ассигнований между распорядителями и получателями бюджетных средств;

13) государственная гарантия - письменное обязательство, которым Правительство обязуется перед кредиторами полностью или частично погасить задолженность при неисполнении или ненадлежащем исполнении в установленный срок обязательств заемщиком;

14) государственные (муниципальные) ценные бумаги - ценные бумаги, эмитируемые уполномоченным государственным органом по прогнозированию и исполнению бюджета (исполнительным органом местного самоуправления) от имени Правительства (органа местного самоуправления);

15) государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций;

16) государственный внешний долг - составная часть государственного долга, представляющая собой сумму освоенных и непогашенных государственных внешних займов или других долговых обязательств Кыргызской Республики на определенную дату, перед кредиторами-нерезидентами Кыргызской Республики;

17) государственный внешний заем - отношения по кредитному соглашению или по другим долговым обязательствам, в которых кредитором выступает нерезидент Кыргызской Республики, а заемщиком выступает Правительство от имени Кыргызской Республики;

18) государственный внутренний долг - составная часть государственного долга, представляющая собой сумму освоенных и непогашенных внутренних займов или других долговых обязательств Кыргызской Республики на определенную дату, перед кредиторами-резидентами Кыргызской Республики;

19) государственный внутренний заем - отношения по кредитному соглашению или по другим долговым обязательствам, в которых кредитором выступает резидент Кыргызской Республики, а заемщиком выступают Правительство от имени Кыргызской Республики и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

20) государственный долг - общая сумма освоенного и непогашенного внутреннего и внешнего государственного долга Кыргызской Республики на определенную дату по кредитному соглашению или по другим долговым обязательствам государства;

21) грант - безвозмездная финансовая или техническая помощь, предоставляемая донорами государственным организациям Кыргызской Республики, а также денежные средства (трансферты), безвозмездно и безвозвратно предоставленные республиканским бюджетом местным бюджетам;

22) депозитные суммы - средства, поступающие во временное распоряжение главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств и подлежащие при наступлении условий, предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, возврату субъектам, внесшим эти средства или передаче по назначению;

23) долговое обязательство - все виды обязательств по ценным бумагам, кредитным соглашениям, кредитным договорам, договоренностям и другим обязательствам, в бумажной форме и/или записи в электронном виде, устанавливающие факт заимствования определенных денежных средств либо приобретения товаров и/или услуг с обязательством возместить соответствующие суммы или оговоренную договорами стоимость товаров и/или услуг полностью или частично;

24) доходный потенциал местного бюджета - оценка доходов местных бюджетов, которые могут быть получены исходя из уровня экономического развития, структуры экономики, а также налоговой базы;

25) заем - денежные средства, материальные ценности, услуги, предоставляемые в долг внутренними или иностранными кредиторами на основании кредитного соглашения резидентам Кыргызской Республики на определенных условиях;

26) заимствование - процесс, включающий в себя процедуры принятия решения о необходимости привлечения заемных средств; определение порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа; процедуры переговоров; гарантии исполнения обязательств; оформление и подписание соответствующих документов по займу; ратификацию договора займа (при государственном внешнем заимствовании); получение, использование средств займа; погашение и обслуживание займа, включая процедуры учета, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами;

27) защищенные статьи - статьи экономической классификации расходов, рекомендуемые для финансирования в первоочередном порядке и не подлежащие сокращению: заработная плата, взносы в Социальный фонд, приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения, приобретение продуктов питания, пособия по социальному обеспечению, пособия по социальной помощи населению, стипендии;

28) иностранные кредиторы - нерезиденты Кыргызской Республики, предоставляющие средства по соглашениям или другим долговым обязательствам;

29) контрольные цифры - предельный показатель бюджетных средств, на основании которого осуществляется формирование расходов бюджетных учреждений;

30) кредитное соглашение - юридический документ, являющийся договором между заемщиком и кредитором, заключаемый с целью получения займа в форме денежных средств, материальных ценностей, услуг и содержащий условия по их возврату, оплате процентов и других затрат;

31) лимит бюджетных обязательств - предельная норма бюджетных средств для выполнения получателем бюджетных обязательств;

32) международный договор - равноправное и добровольное соглашение Кыргызской Республики с одним или несколькими государствами, международными организациями или с другими субъектами международного права относительно прав и обязанностей в области международник отношений;

33) нерезидент - юридическое или физическое лицо, имеющее постоянное местожительство или постоянное местонахождение за пределами Кыргызской Республики, зарегистрированное или созданное в соответствии с законодательством иностранных государств;

34) нефинансовые активы - это объекты, находящиеся в пользовании и ведении государственных органов и органов местного самоуправления, приносящие им реальные либо потенциальные экономические выгоды в течение определенного периода в результате их использования или хранения;

35) официальные трансферты - безвозмездные, невозвратные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер, полученные от других органов государственного управления (резидентов и нерезидентов) или международных организаций;

36) очередной бюджетный год - год, следующий за текущим бюджетным годом;

37) получатель бюджетных средств - бюджетное или иное учреждение, имеющее право на получение бюджетных средств на основании законодательства Кыргызской Республики, решения соответствующего органа или договора и ответственное за их использование и учет;

38) прогнозируемый период - два года, следующие за очередным бюджетным годом;

39) распорядитель бюджетных средств - государственный орган, орган местного самоуправления или учреждение, находящиеся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, получающие бюджетные ассигнования от главного распорядителя бюджетных средств;

40) сектор государственного управления - это совокупность государственных органов, органов государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

41) Совет Правительства по фискальной и инвестиционной политике Кыргызской Республики (далее - Совет Правительства) - коллегиальный орган, созданный Правительством для рассмотрения Основных направлений фискальной и инвестиционной политики Кыргызской Республики, проекта бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики и их секвестирования, принятия согласованных решений по бюджетным показателям главных распорядителей бюджетных средств и разногласиям при их формировании;

42) текущий бюджетный год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной бюджетный год и прогнозируемый период;

43) уполномоченный государственный орган по прогнозированию и исполнению бюджета (далее - уполномоченный государственный орган) - центральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством на осуществление выработки государственной политики, координационное регулирование и выполнение исполнительных функций в бюджетной и финансовой сферах;

44) уполномоченный государственный орган по экономическому прогнозированию - центральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством на осуществление разработки и реализации единой государственной политики в области экономического развития и налоговой сфере;

45) утвержденные бюджеты - принятые Жогорку Кенешем или местными кенешами соответствующие бюджеты;

46) уточненные бюджеты - принятые Жогорку Кенешем и местными кенешами соответствующие бюджеты с учетом внесенных изменений;

47) финансовые активы - это активы, предоставляющие право их владельцам получать один или несколько платежей от других институциональных единиц в соответствии с условиями и положениями, предусмотренными в контракте (договоре);

48) фискальная политика - это налогово-бюджетная политика по управлению и регулированию государственными финансами.

2. Другие термины и понятия бюджетного законодательства Кыргызской Республики, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса. Термины и понятия законодательства Кыргызской Республики других отраслей, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в законодательствах этих отраслей, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

 

Статья 3. Бюджетное законодательство Кыргызской Республики

 

1. Бюджетное законодательство Кыргызской Республики основывается на Конституции Кыргызской Республики, состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о бюджете, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

К нормативным правовым актам о бюджете относятся:

- закон о республиканском бюджете;

- законы о бюджете Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования;

- нормативные правовые акты местных кенешей о местных бюджетах.

2. В случае противоречия нормам законодательства Кыргызской Республики приоритетом в регулировании бюджетных правоотношений являются нормы настоящего Кодекса.

3. В случае если международным договором установлены иные положения, не предусмотренные в настоящем Кодексе, то применяются положения международного договора, участницей которого является Кыргызская Республика.

 

Статья 4. Действие бюджетного законодательства

 

1. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере государственных финансов, действуют на всей территории Кыргызской Республики и распространяются на всех участников бюджетного процесса.

2. Нормативные правовые акты, приводящие к изменению доходов и (или) расходов бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, принятые после дня внесения в Жогорку Кенеш (местные кенеши) проекта нормативного правового акта о бюджете, должны содержать положения о вступлении их в силу не ранее 1 января, следующего за очередным бюджетным годом.

 

Статья 5. Согласование проектов нормативных правовых актов

 

1. Проекты нормативных правовых актов Кыргызской Республики, в которых отражаются вопросы, касающиеся бюджета и государственных финансов, в обязательном порядке согласовываются с уполномоченным государственным органом.

2. Проекты законов об изменении финансовых обязательств государства; об увеличении расходов бюджета, финансируемых из республиканского бюджета, либо о сокращении его ресурсов принимаются только с согласия Правительства.

3. Проекты нормативных правовых актов по вопросам, касающимся бюджета судебной системы, подлежат обязательному согласованию с Советом судей Кыргызской Республики (далее - Совет судей).

 

РАЗДЕЛ II. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 6. Принципы бюджетной системы Кыргызской Республики

 

1. Принцип единства означает:

1) единство бюджетного законодательства Кыргызской Республики, основ организации и функционирования бюджетной системы Кыргызской Республики, форм бюджетной документации и отчетности, Бюджетной классификации Кыргызской Республики (далее - Бюджетная классификация), санкций за нарушение бюджетного законодательства Кыргызской Республики;

2) единый порядок установления, формирования и исполнения доходов и осуществления расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности бюджетов и бюджетных учреждений;

3) зачисление всех ресурсов бюджета и осуществление всех расходов бюджета с единого казначейского счета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами Кыргызской Республики.

2. Принцип полноты означает отражение в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме всех доходов и расходов, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

3. Принцип результативности и эффективности означает, что формирование и исполнение бюджетов осуществляется исходя из необходимости достижения предусмотренных на предстоящий период целей с привлечением минимального объема средств или достижения максимальных результатов с использованием имеющихся в распоряжении бюджетных средств.

4. Принцип приоритетности означает формирование бюджетов в соответствии с ориентирами, определенными в Бюджетной резолюции Жогорку Кенеша и программ социально-экономического развития Кыргызской Республики и ее регионов.

5. Принцип последовательности означает проведение государственными органами и органами местного самоуправления единой фискальной политики и соблюдение ранее принятых решений в сфере бюджетных правоотношений.

6. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

1) закрепление за соответствующими бюджетами собственных источников доходов на постоянной основе;

2) право государственных органов и органов местного самоуправления на самостоятельное определение направлений использования средств в соответствии с бюджетным законодательством Кыргызской Республики, за исключением целевых межбюджетных трансфертов;

3) право и обязанность государственных органов и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

7. Принцип ответственности участников бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства предусматривает ответственность каждого участника бюджетного процесса за свою деятельность, за достоверность финансовой информации и нецелевое использование выделенных на возвратной или невозвратной основе, несвоевременное зачисление и перечисление бюджетных средств.

8. Принцип прозрачности предусматривает открытость информации при формировании, рассмотрении, утверждении, уточнении и исполнении бюджетов, другой информации, касающейся бюджетной политики государства, за исключением сведений, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.

9. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов бюджета должен соответствовать суммарному объему ресурсов бюджета.

 

Статья 7. Бюджетный год

 

Бюджетным годом на территории Кыргызской Республики является промежуток времени с 1 января по 31 декабря включительно.

 

Статья 8. Бюджетная классификация Кыргызской Республики

 

1. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов, операционных расходов, поступлений в бюджет и расходов, связанных с операциями с государственными (муниципальными) финансовыми и нефинансовыми активами и обязательствами, используемых для формирования и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, а также унификацию форм бюджетной статистики и их сопоставимость с международными показателями.

Бюджетная классификация является частью Единого плана счетов для сектора государственного управления.

2. Бюджетная классификация подразделяется на:

1) классификацию доходов;

2) экономическую классификацию расходов;

3) классификацию операций с активами и обязательствами;

4) функциональную классификацию;

5) ведомственную классификацию;

6) программную классификацию.

3. Классификация доходов бюджетов Кыргызской Республики является группировкой доходов бюджетов и основывается на законах и иных нормативных правовых актах Кыргызской Республики, определяющих источники формирования доходов бюджетов.

4. Экономическая классификация расходов является группировкой расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

5. Классификация операций с активами и обязательствами содержит коды для всех денежных операций, связанных с активами и обязательствами. Операции с активами и обязательствами делятся на денежные поступления и денежные выплаты с соответствующей кодификацией.

6. Функциональная классификация представляет собой классификацию функций государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечивающую классификацию расходов на выполнение ими функций.

7. Ведомственная классификация представляет собой классификацию государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, являющихся главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств, администраторами ресурсов бюджета.

8. Программная классификация представляет собой группировку расходов, определенных бюджетными программами в соответствующих отраслях (секторах) экономики, ориентированных на достижение конкретных результатов.

9. Бюджетная классификация утверждается Правительством.

 

ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Статья 9. Структура бюджетной системы Кыргызской Республики

 

Бюджетная система включает следующие бюджеты:

1) республиканский бюджет;

2) бюджет Социального фонда;

3) бюджет Фонда обязательного медицинского страхования;

4) местные бюджеты.

 

Статья 10. Республиканский бюджет

 

1. Республиканский бюджет - это совокупность денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственных органов, подведомственных им бюджетных учреждений.

2. Республиканский бюджет ежегодно утверждается законом Кыргызской Республики.

 

Статья 11. Бюджет Социального фонда

 

1. Бюджет Социального фонда - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и реализации государственной политики в сфере государственного социального и пенсионного обеспечения.

2. Бюджет Социального фонда ежегодно утверждается законом Кыргызской Республики.

 

Статья 12. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования

 

1. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования - это консолидированный фонд денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного органа, реализующего государственную политику в сфере базового государственного и обязательного медицинского страхования.

2. Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования ежегодно утверждается законом Кыргызской Республики.

 

Статья 13. Местные бюджеты

 

1. Местный бюджет - бюджет местного сообщества айылного аймака и города, формирование, утверждение, исполнение и контроль которого осуществляют органы местного самоуправления.

2. Местные бюджеты утверждаются нормативными правовыми актами местных кенешей.

 

Статья 14. Государственный бюджет и бюджет сектора государственного управления

 

1. Республиканский и местные бюджеты образуют государственный бюджет Кыргызской Республики.

2. Уполномоченный государственный орган ежегодно формирует государственный бюджет Кыргызской Республики и годовую отчетность о его исполнении и представляет для информации в Правительство и Жогорку Кенеш после утверждения в установленном настоящим Кодексом порядке бюджетов и соответствующих отчетов об их исполнении.

3. Государственный бюджет и бюджеты Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования образуют бюджет сектора государственного управления Кыргызской Республики.

4. Запрещается создание государственными органами и органами местного самоуправления внебюджетных фондов, за исключением фондов, создаваемых за счет добровольных пожертвований.

 

Статья 15. Чрезвычайный бюджет

 

1. Чрезвычайный бюджет принимается при введении чрезвычайного или военного положения на территории Кыргызской Республики, в случае недостаточности средств Государственного бюджетного резерва Кыргызской Республики (далее - Государственный бюджетный резерв) путем внесения изменений в нормативный правовой акт о бюджете.

2. Чрезвычайный бюджет, внесенный Правительством для целевого финансирования мероприятий, связанных с введением чрезвычайного или военного положения, рассматривается и утверждается Жогорку Кенешем во внеочередном порядке по упрощенной процедуре в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

 

РАЗДЕЛ III. СТРУКТУРА РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

ГЛАВА 4. СТРУКТУРА БЮДЖЕТОВ

 

Статья 16. Структура бюджетов

 

Формирование и утверждение республиканского и местных бюджетов, а также составление отчетов об их исполнении осуществляются по структуре, определяемой в соответствии с международными стандартами статистики государственных финансов.

 

Статья 17. Ресурсы бюджетов

 

Ресурсы республиканского и местных бюджетов включают следующие поступления в бюджет:

1) доходы бюджета;

2) поступления от операций с нефинансовыми активами;

3) поступления от операций с финансовыми активами;

4) поступления в результате принятия обязательств.

Сумма доходов бюджета и поступлений от операций с нефинансовыми активами образует совокупные доходы бюджета.

 

Статья 18. Доходы бюджетов

 

1. Доходами республиканского и местных бюджетов являются поступающие в соответствующие бюджеты Кыргызской Республики денежные средства в виде налогов, неналоговых платежей, взносов, отчислений и сборов, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также в виде полученных трансфертов.

2. Налоговые доходы включают предусмотренные налоговым и таможенным законодательством Кыргызской Республики поступления от налогов, сборов и отчислений, начисленных процентов, пени и санкций за нарушение указанных законодательств Кыргызской Республики.

3. Неналоговые доходы - это доходы государственного бюджета, предусмотренные законодательством о неналоговых доходах и не являющиеся налогами, таможенными платежами, взносами по государственному социальному страхованию и официальными трансфертами.

4. Полученные официальные трансферты включают:

1) фанты, полученные от иностранных государств;

2) гранты, полученные от международных организаций;

3) межбюджетные трансферты.

5. К капитальным доходам относятся доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли). Капитальные доходы и полученные официальные трансферты направляются на финансирование капитальных расходов.

 

Статья 19. Поступления от оказания платных государственных и муниципальных услуг

 

1. Поступлениями от оказания платных государственных и муниципальных услуг являются средства, получаемые в виде доходов от предоставления услуг в соответствии с реестрами государственных и муниципальных услуг, определенных законодательством Кыргызской Республики.

2. Порядок формирования и использования поступлений от оказания платных государственных и муниципальных услуг устанавливается Правительством.

3. Запрещается включение в состав поступлений от оказания платных государственных и муниципальных услуг иных видов доходов, не предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 20. Поступления от операций с активами и принятия обязательств

 

1. В ресурсной части бюджета отражаются все денежные поступления от операций с нефинансовыми и финансовыми активами и операций, связанных с принятием обязательств.

2. Поступлениями от операций с нефинансовыми активами являются денежные средства от продажи всех видов основных фондов, запасов и непроизводственных активов.

3. Поступлениями от операций с финансовыми активами являются денежные средства от продажи финансовых активов, включая продажу долгосрочных, краткосрочных ценных бумаг и продажу государственной (муниципальной) доли собственности (акций) предприятий.

4. Поступлениями от операций, связанных с принятием обязательств являются денежные средства, поступающие от заимствований из внутренних и внешних источников.

 

Статья 21. Расходы бюджета

 

1. Расходами республиканского и местного бюджетов являются денежные средства, предназначенные для покрытия расходных обязательств, в соответствии с разграничением полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.

2. Общие расходы бюджета включают:

1) операционные расходы;

2) расходы для осуществления операций с нефинансовыми активами;

3) расходы для осуществления операций с финансовыми активами;

4) расходы для покрытия основной части обязательств.

3. Потребность расходов бюджетных учреждений формируется на основе обоснованных расчетов фонда оплаты труда, коммунальных услуг и других расходных бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

4. Сумма операционных расходов и расходов для осуществления операций с нефинансовыми активами образует совокупные расходы бюджета.

 

Статья 22. Текущие операционные расходы

 

1. Операционные расходы по их экономическому содержанию подразделяются на следующие категории:

1) оплата труда работников;

2) использование товаров и услуг;

3) проценты;

4)субсидии;

5) гранты;

6) социальные пособия;

7) другие расходы, не распределенные по категориям, включая расходы на формирование Государственного бюджетного резерва и резервных фондов, установленных настоящим Кодексом.

2. Оплата труда работников включает в себя вознаграждение в денежной форме, подлежащее выплате работникам бюджетных учреждений за выполненную работу, и отчисления, в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики, за исключением работы, связанной с накоплением капитала за счет собственных средств. В данную категорию входят заработная плата и отчисления в Социальный фонд.

3. Расходами по категории «использование товаров и услуг» являются расходы на приобретение товаров: канцелярского назначения, для технического обслуживания и текущего ремонта основных фондов, инструментов или оборудования, специальной одежды, а также на оплату транспортных и гостиничных услуг, предоставляемых во время служебных командировок, обучение персонала и другое.

Приобретение товаров и услуг бюджетными учреждениями осуществляется в соответствии с требованиями закона о государственных закупках.

4. Процентными выплатами являются выплаты процентов по кредитам и займам, полученным из внешних и внутренних источников.

5. Субсидии - денежные средства, предоставляемые юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе для компенсации убытков, понесенных ими при осуществлении своей производственной деятельности, в соответствии с государственной экономической и социальной политикой.

6. Гранты - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с международными договорами, межправительственными соглашениями и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

7. Социальными пособиями являются расходы, предоставляемые социально уязвимым слоям населения в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

8. Другие расходы - расходы, необходимые на выплату стипендий, на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии с решениями судебных органов, а также на формирование Государственного бюджетного резерва и других резервных фондов, установленных настоящим Кодексом.

 

Статья 23. Государственный бюджетный резерв

 

1. Государственный бюджетный резерв формируется в составе республиканского бюджета для финансирования непредвиденных расходов, требующих неотложного финансирования в текущем бюджетном году.

2. Государственный бюджетный резерв используется в случаях срочной и непредвиденной необходимости, связанной со следующими обстоятельствами:

1) резкое неблагоприятное изменение экономических условий;

2) чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера;

3) чрезвычайная ситуация политического характера и военного положения;

4) оказание гуманитарной помощи другой стране;

5) необходимость развития экономики;

6) исполнение в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке решений международных третейских судов (арбитражей) по искам к Кыргызской Республике.

3. В случае неиспользования на вышеуказанные цели эти средства направляются на сокращение дефицита бюджета.

4. Размер Государственного бюджетного резерва утверждается законом о республиканском бюджете и составляет не более 2 процентов от объема расходов республиканского бюджета (без учета Государственного бюджетного резерва).

5. Использование Государственного бюджетного резерва осуществляется Правительством по согласованию с Жогорку Кенешем.

 

Статья 24. Резервный фонд местных бюджетов

 

1. Исполнительные органы местного самоуправления могут создавать в составе местных бюджетов резервный фонд для финансирования непредвиденных расходов, требующих неотложного финансирования в текущем бюджетном году. Резерв создается за счет текущих поступлений в местный бюджет, из собственных доходов.

2. Размер резервного фонда местного бюджета должен составлять не более 1 процента от объема расходов соответствующего местного бюджета (без учета средств резерва бюджета и сумм платных услуг органов исполнительной власти).

3. Решение о направлениях и объемах использования резервных фондов местных бюджетов принимается исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

4. Не допускается использование средств резервных фондов на:

1) проведение выборов, референдумов;

2) освещение деятельности руководителей органов местного самоуправления и местных кенешей;

3) оплату труда и материальное поощрение муниципальных служащих;

4) мероприятия по текущему материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.

1
2
3
   
6 страниц